Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

1414 ГОД: СОБЛЮДАЙ ДИСТАНЦИЮ И СКОРОСТЬ, БУДЬ ТЫ ДАЖЕ ПАПОЙ РИМСКИМ!

 

Иоанн XXIII существует в двух экземплярах. Один - в XV веке, другой - в ХХ веке.

Иоанн XXIII двадцатого века вошёл в историю как Добряк. На русский, возможно, лучше даже передать «Раздобрилло». Дело в том, что Ронкалли был очень-очень толстым. На его фоне Хрущёв показался бы балериной, но Хрущёв не пожелал оказаться на фоне папы, хотя тот наверняка бы отнёсся с юмором к такой ситуации. А уж предшественник Ронкалли папа Пий XII показался бы балериной даже на фоне Майи Плисецкой. Аскет-с!  

Иоанн XXIII Ронкалли одной чертой резко отличался от Иоанна XXIII Косса, римского папы XV века: любил ходить пешком. Никаких папских паланкинов или папомобилей. Взял и пошёл -- сперва в детскую больницу, на следующий день в тюрьму. Логика проста: Папа идёт ко всем, кто не может прийти к нему. Итальянцам (и не только им) это так понравилось, что они наградили Ронкалли прозвищем «Джонни Уокер» - кто не знает, это название виски означает всего лишь «Ванька пешеход».

Иоанн XXIII Косса прославился же как первый участник зафиксированного ДТП. В середине октября 1414 года он ехал в Констанц по горному проходу в Альпах, близ Альберга, как вдруг повозка опрокинулась. К нему подбежали придворные, стали расспрашивать, не ушибся ли он, на что Папа весьма нехристиански ответствовал: «Лежу здесь во имя дьявола!» Конечно, это не следует понимать слишком буквально -- обычное итальянское ругательство, имеющее к сатанизму такое же косвенное отношение, какое «спасибо» имеет к «спаси, Боже, люди Твоя».

Папа не был богохульником, он, скорее, был охотником. Когда через полторы сотни километров у конца перевала Папа Косса увидел дивное озеро и Констанц, он воскликнул: «Sic capiuntur vulpes!». То есть, конечно, он это сказал по-итальянски, но хронист Ульрих фон  Рейхенталь так передал злорадный восторг: «Ловушка для лис!» Папа рассчитывал, что собор поможет ему справиться с «лисами» - двумя другими папами. Оказалось -- ловушка для охотника на лис.

Рейхенталь не был свидетелем ДТП, не был он и папским придворным, а был горожанином и юристом. Видимо, именно как горожанина его это происшествие и заинтересовало настолько, что он изобразил происшествие в отдельной раскрашенной иллюстрации.

Кстати, на ней хорошо видна подушка безопасности: хотя телега опрокинулась, Иоанн удобно опирается спиной на эту подушку, набожно сложены его ладони, а на голове папская тиара. Последняя деталь абсолютно нереалистична, в тиаре по горным перевалам не ездили -- слишком дорогая, тяжёлая, и уши мёрзнут.  Но как-то ведь надо обозначить, кто на картинке Папа.

Эпизод с ДТП понадобился исключительно подчернения и без того очернённого Коссы. Вот мол, не может вытерпеть мелкого дорожного происшествия, не помянув дьявола. Возможно, даже с намёком, что происшествие-то было от Бога: не поехал бы, повернул бы назад, глядишь, и обошлось бы. Суеверные люди часто видят в дорожных происшествиях перст судьбы. Библия же утверждает иное: «Чтобы дорога была хорошей, надо делать её прямой и ровной». На специфическом языке Священного Писания: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези его». Иоанн Предтеча цитирует эти слова пророка Исайи, укорачивая их, а в полном виде это просто точная инструкция по дорожному строительству:

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40, 3-4).

Иисус часто сравнивал Своё учение с дорогой, с путём -- и это путь узкий, что поделаешь, но прямой и ровный. В древности это называли «царский путь», потому что только цари могли позволить себе такую роскошь -- прежде всего, это египетские фараоны и их знаменитая дорога сквозь покорённые земли, своего рода древний автобан. Потом по аналогичному принципу создавались знаменитые римские дороги. Тут надсыпать, тут отсыпать, тут выпрямить угол.

Такие прямые ровные дороги помогают развивать быструю скорость, а вот для безопасности движения нехороши - как и любая чрезмерная, превышающая физиологические ритмы человека - скорость. Кстати, это не означает, что идеально безопасное движение - это стояние на месте. Вот идеальную экономию бензина - да, даёт отказ от использоваия автомобиля, но стоять физиологически людям вредно, не дубы. Надо двигаться, но - знать меру. Полсотни километров в час как раз и есть мера. И не слишком прямо - движение по прямой усыпляет бдительность, особенно если вид из окна автомобиля однообразен. Так что Богу - путь прямой и быстрый, а людям - заповедь о соблюдении скорости и дистанции - между собою и другими людьми. Вот с этим у лидеров жёстко централизованных структур, увы, очень плохо, а Церковь XV века была именно такой.

Ср. Автожизнь.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова