Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XV век

 

ГОСУДАРСТВО КАК СЕМЬЯ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ ВЕНДЕТТЫ

Освобождение человека из рода отнюдь не есть его окончательное освобождение. Социум освобождает от близких, слишком близких, но берёт за эту свою цену. Крестьянин, переселившийся в город, приобретает, например, отпуск. Но за это платит работой "от звонка до звонка", воинской повинностью и многим другим.

Модерн уничтожает личную месть, уничтожает коллективизм, не отменяя насилия, а передавая его более крупным социальным институтам. Яркий пример - Флоренция, где в XII веке горожане, "коммуна" насильственно переселили в город феодальные "консортерии". Консортерия - то, что в древнеримские времена назвали бы "домом": это не коммуна, это большая семья (российский тоталитаризм тяготел к консортерии и тогда, когда называл себя коммуной). Флорентийцы физически уничтожили - срыли - контадо, башни, в которых обитали члены этих огромных феодальных кланов. Во Флоренции они стали селиться в огромных домах - башнях. Такая "фамилия", в которую входили не только кровные родственники, могла состоит из сотни и даже из сотен человек, в ней выбирали главу - "капитана". В таких консортериях был жив обычай вендетты - правосудия, которое сегодня назвали бы "частным", но которое было клановым. Кровная месть уже потому не соответствовала новым представлениям о правосудии, что она осуществлялась без суда, без прений сторон. Вендетту терпели, как терпели и консортерии - ведь они выставляли солидные вооружённые отряды. Город, однако, постепенно шёл к настоящей армии с настоящей дисциплиной, не зависящей от произвола отдельных "капитанов". Экономика - несомненный, хотя и ранний капитализм - также провоцировала распад консортерий, выделение из них отдельных семей, вполне современных по своему размеру ("нуклеарных"). За вендетту брались штрафы - и многие покидали консортерии, чтобы не платить за месть других. А в 1395 г. Андреа Балтарелли, юноша из одной крупнейшей консортерии, подал в Сеньорию официальное прошение утвердить его отказ от родства с двумя консортами, которые затеяли кровную месть, поскольку он желал "сохранить доброе спокойствие и условия мира, посвятил себя искусству обработки шерсти". Прошение было удовлетворено. В XV веке отказ от вендетты стал одной из тем проповеди, и ювелир Одериго де Креди в своих воспоминаниях писал, что отказался от мести, хотя его сердце "было наполнено яростью и местью": "Я не хотел ещё более портить дела, желая сохранить свою семью" (Краснова И.А. Обычай вендетты и коммунальная политика в записках купцов Флоренции XIV-XV вв. // Право в средневековом мире. СПб.: Алетейя, 2001. С. 66). Тут, конечно, "семья" - это прежде всего муж и жена; в Средние века многие "подвиги" совершались без оглядки на то, как они отразятся на такой семье, ради чести "большой семьи", рода. В Новое время государство вновь и вновь пытается присвоить себе функции такой "большой семьи" - но это всё-таки считается делом предосудительным, тоталитаризмом, и пока этому более или менее успешно сопротивляются.

См. месть.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова