БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
XV ВЕК: ОСВОБОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА - ОТ СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО К СЛАБЫМ
Вовсе не изменение "обратной перспективы" на "прямую" раздражает религиозных фундаменталистов в художественном идеале Ренессанса (и до сего дня). Раздражает освобождение искусства от манипулирования со стороны власти. Насколько можно видеть в глубину тысячелетий, творческий прорыв художника всегда использовался властью для утверждения себя. Статуэтка, которой пользовались для колдовства. Римский форум с его исполинскими статуями. Церковный иконостас. Всё это - искусство на службе власти, и самое отвратительное, - когда утверждение земной власти мистифицируется, выдаётся за утверждение власти небесной. Что власть не присваивало, то исчезало, часто не появившись на свет, оставшись проблеском в душе потенциального художника.
С XV века начиная искусство очень постепенно становится независимым от власти. Как и человек, искусство обретает свободу от деспотизма в деньгах. Сперва художник обнаруживает, что может заработать приличные деньги, продав сто маленьких картин ста купцам, а не одну - папе римскому. Затем художник обнаруживает, что может вовсе не продавать лучшую свою картину, а хранить её у себя. Дидактичность, невидимый шлейф из проповеди, публицистичность, - всё это воспринимается как недостаток картины, как повод для насмешек (во всяком случае, для современного искусства). Не случайно в английском языке "иконоборец" стал синоним "нонконформиста" - слишком долго иконе поклонялись как способу властвовать над другим, над миром, да хотя бы и над самим собой. Иконопочитанием называлось тиранопочитание.