Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Николай Пек, Иероним Верден, Леонард Вехель, Николай Янсен, Годфри ван Дюйнен, Иоанн (Ян) ван Остервик, Адриан ван Хильваренбек, Иаков Лакопс, Андрей Вутерс, Антоний ван Виллехад, Никазий ван Хезе, мученики Горкумские (9.7.1572). Девятнадцать священников и монахов из голландского города Горкум под Дордрехтом. Одиннадцать из них — францисканцы-обсерванты (Николай Пек был гардианом обители, Иероним Верден викарием), были среди мучеников и трое секулярных священников (Николас Янсен, Годфри ван Дюйнен), пожилой каноник Ян ван Остервик, приходской священник Леонард Вехель). Борьба Голландии за независимость от Испании велась прежде всего как религиозная война кальвинистов против католиков. Эта борьба лучше всего известна по роману Шарля де Костера “Тиль Уленшпигель”, только там она изображена глазами голландского патриотизма. В четвертой книге романа Костер описал и историю горкумских мучеников. Костеру было важно, что монахов арестовали вопреки данному в акте капитуляции обещанию. Их отвезли в Бриль, где адмирал де Люмэ приказал их всех повесить на так называемом Поле виселиц. Безумная, иррациональная ненависть к монахом изображена в этом романе точно: они и жирные, и прожорливые, они “дети сатаны, проказа народов, позор страны”, Николай Пек — “более чванный, чем павлин, и более свирепый, чем тигр”. Они и доносчики, они жадины, они желали вооружить против голландцев “небо и землю”. Когда Николай Пек молится, автор пишет “погрузился в свое благочестивое озлобление”. Голландский патриот не удержался, он изобразил казнь монахов как преступление одного человека, которым был недоволен и принц Оранжский, руководитель восстания, и вымышленный Тиль Уленшпигель, представитель “народа”. Впрочем, “преступлением” даже для Костера, человека гуманного 19 столетия, было не повешение девятнадцати человек, которые реально ни в чем не были виноваты, а нарушение офицерского слова. О всем, что могло вызвать симпатию к осужденным, де Костер умолчал: арестованы были пятнадцать человек, а ещ` четверо, доминиканец Ян ван Хорнер: премонстранты Адриан ван Хильваренбек и Якоп Лакопс, приходской священник Андреас Вутерс, добровольно присоединились к осужденным. После сдачи Горкума 26 июня арестантов доставили в Бриль к адмиралу де Люмэ, барону де ла Марку. 8 июля кальвинистские священники предложили монахам жизнь, если те откажутся от католического вероучения. Арестовано было двадцать человек, но одного отпустили. Первым повесили отца Пека, вешали неумело, он висел в петле, корчась и медленно задыхаясь, и это испугало одного священника, который взмолился о пощаде и заявил, что отрекается от ненавистных протестантам догматов. Удивительно не это, а то, что не испугались остальные, среди которых был девяностолетний монах Антоний ван Виллехад, не поколебался и секулярный священник Андреас Вутерс, до ареста известный своей распутной жизнью. Из-за неумелого повешения они долго мучались, Никазий ван Хезе был жив еще на заре. Вынутые из петли тела, еще неостывшие, а некоторые, возможно, еще с искрой жизни, стали уродовать. По тогдашнему поверью, части тела висельника обладали свойством исцелять некоторые болезни, и палач вырезал у одного из казненных внутренности и сало и продал аптекарю. Останки закопали в две братские могилы, но в 1616 году, во время перемирия между Испанией и Голландией, их выкопали и перенесли во францисканскую церковь в Брюсселе. Их канозировали в 1867 году, как раз когда де Костер написал свой роман. Acta Sanctorum, июль, т. 2; Butler, 9.7. Память 9 июля.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова