Богочеловеческая комедия
XVI-XVII века: истории замка Хоэнверфен
Дюма в «Монте-Кристо» (что означает, полезно помнить, «Гора Христова», то есть, говоря простым русским языком, Голгофа) удивляется тому, что есть тюремщики, которые полагают, что они не находятся в тюрьме. Понять эту остроту можно только, если знать, что не так ещё давно тюремщики жили в тюрьмах, так что от заключённых их отличало, действительно, не очень многое. То же относится и к средневековым князьям в их замках. Когда мы были в замке Хоэнверфен в Австрийских Альпах, то более всего поразились миниатюрности комнат, в которых жили даже самые руководящие работники. Почти карцеры, только что без решёток на окнах. Да и сам замок — он ведь очень небольшой, если жить в нём постоянно, можно сойти с ума от клаустрофобии. Сейчас сюда приезжают на часок туристы (замок в получасе езды от Зальцбурга, рядом огромная соляная пещера), - за час не соскучишься.
Ранним утром 3 июля 1525 года восставшие горняки и крестьяне Зальцахской долины взяли в плен Зигмунда фон Дитрихштайна, самого губернатора Штирии и заточили его в Хоэнверфене. Губернатор с пятью тысячами наёмных солдат шёл освобождать архиепископа Зальцбургского, который спрятался в крепости Хоэнхзальцбург, возвышающейся над родиной Моцарта (впрочем, до Моцарта оставалось ещё двести лет).
«Хоэн» - «высокая», то есть, «высокая крепость», приставка к названию города, над которым крепость возвышалась. Хоэнверфен возвышался над Верфеном. Построены обе крепости были архиепископом Зальцбурга Гебхардом (Хоэнверфен в 1077 году). В том XI веке в Каринтии строили много, несравненно больше, чем в предыдущие века. Постройки, правда, в основном не сохранились — наибольший урон они претерпели именно в XVI веке. Тот же Хоэнверфен восставшие снесли начисто. В отличие от архиепископа, крепость была им ни к чему, им была нужна религиозная свобода. Дитрихштейна они всё-таки выпустили, а 31 августа 1525 года он подписал с лидером восставших Грубером договор о перемирии.
Вреспех восставших объяснялся просто — у губернатора не было денег на жалованье ландскнехтам. Позднее он их всё-таки победил, благодаря поддержке императора. Зато уж потом архиепископы отыгрались — они заставили побеждённых восстановить Хоэнверфен. А семейство Дитрихштайнов продолжило борьбу с протестантизмом. Зигмунд, фаворит императора Максимилиана I, изничтожал анабаптистов Штирии. Иезуит Георг Дингенауэр восторгался: «Он преследовал их не только в городах, но даже в лесах, где они прятались словно дикие животные». Его сын Адам тоже был фаворитом императора Максимилиана, только уже не первого, а второго, и приобрёл в собственность Никольсбург в Чехии (для чехов, разумеется, Микулов). В 1579 году он пригласил иезуитов бороться с протестантами, которые тут составляли едва ли не большинство. Тем не менее, Адам был не очень последователен и, как и многие кесари того времени, разрывался между желанием идеологического единства и желанием прибыли. Протестанты ведь работали и платили налоги...
Крепость Верфен вообще одна из самых незадачливых крепостей Австрийских Альп. Строил её Гебхардт, чтобы контролировать южный проход к Зальцбургу — тут он и умер 15 июня 1088 года, изгнанный из Зальцбурга анти-епископом Бертольдом. Гебхардт принял сторону Папы Римского в борьбе с германским императором — и проиграл. В 1198 году здесь заточили архиепископа Зальцбургского Адальберта III (а ведь королевской крови был, сын чешского короля Владислава II), причём, что особенно обидно, заточили его собственные придворные за чрезмерную «суровость». Каким нужно быть, чтобы тебя «Католическая энциклопедия» начала ХХ столетия заклеймила «суровым» - страшно подумать. Впрочем, Адальберт просидел в Верфене как заключённый всего две недели. В 1611 году архиепископ Зальцбурга Вольф-Дитрих фон Ратенау был помещён сюда как заключённый до самой своей смерти в 1617 году. Умер он, правда, в Хоэнзальцбурге, но ведь для заключённого все крепости одинаковы, разнятся они лишь для туристов. А ведь Ратенау был сыном племянницы папы Пия IV, она же свояченица «самого» св. Карла Борромео.
В 1588 году Ратенау изгнал из Зальцбурга протестантов — великий подвиг в глазах непротестантов. Потом, правда, смягчился и стал бороться с протестантизмом путём строительства барочных церквей. Даже отказался вступить в Католическую лигу — и это его погубило: католики Баварии начали с ним войну, разбили наголову. Что, опять же, обидно, в Хоэнверфен его заточил собственный племянник Маркус фон Хоэнэмс — заточил и сам стал архиепископом Зальцбурга. О, конечно, в результате выборов канониками собора — это старинный зальцбургский обычай никто не смел отменить.
Фон Ратенау учился в Риме и решил превратить Зальцбург в «северный Рим». Он пригласил венецианского архитектора Винченцо Скамоцци, тот начал перестройку города, начав с городского собора и резиденции епископа, а в 1606 году построив чудный дворец Мирабель для, извините, любовницы Ратенау — Саломе Альт. Какая ирония судьбы — одарить мир барочными шедеврами и умереть совсем рядом с ними в черной как куб дыре.
Продолжилась в XVII веке и борьба Дитрихштайнов с протестантами. У Адама фон Дитрихштайна было двенадцать детей, из которых более всего прославился восьмой, Франц — кардинал и князь Олоумоуца, лидер контрреформации и активнейший сторонник Габсбургов в Тридцатилетней войне в борьбе с чешской протестантской знатью. Дитрихштейн правил Моравией до самой кончины в 1636 году, и становился тем богаче, чем больше протестантов — знатных и простолюдинов — изгонял из Чехии. В 1622 году он дал гуттеритам всего четыре недели на то, чтобы покинуть Оломоуц. Они ушли в Словакию, оставив кардиналу имущества — домов, полей, лесов — на 364 тысячи талеров.
Род Дитрихштейнов вымер в середине XIX века — тогда же, когда гуттериты обрели, наконец, постоянное убежище в США, где их обычно считают анабаптистами. Гуттериты люди кроткие и не возражают.
Одна из последних историй, в которых сходятся протестанты, Хоэнверфен и зальцбургские князь-епископы, - дело Йозефа Штейнвендера. За религиозное диссидентство это крестьянин из деревни Ласаберг был заключён в Хоэнверг в 1760 году. Жена Штейнвендера написала архиепископу Зальцбергскому Зигмунду Шраттенбаху (покровителю Моцартов) прошение о переводе пленника куда-то поближе к Ласабергу, чтобы она могла лучше о нём заботиться. По обычаям того времени, кормить и одевать заключённого должны были его родные или друзья. Архиепископ в прошении отказал, но проявил классический образец католического милосердия («clementia»): приказал муниципалитету Верфена предоставлять заключённому дрова и свечи. Приказ выполнялся в течение двадцати лет, пока несчастный оставался под замком. И закон соблюдён, и совесть очищена. А как же несчастная женщина, как насчёт свободы совести? А никак.