Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

13 ИЮНЯ 1525 ГОДА: НАЧАЛО СЕКСУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

У революций, вопреки популярному при коммунистах лозунгу ("есть у революции начало, нет у революции конца"), бывают концы. Не у всех, конечно - Октябрьская революция к 2011 году продолжается, чему свидетельством Лубянка. Вот сексуальная революция, пожалуй, кончилась. Поколение начала XXI века знает, что есть вещи интереснее секса - хотя отлично знает, что есть интересного в сексе. Предыдущие поколения таким отличным знанием похвастаться не могли.

Историк сексуальности X-XVI вв. Мерри Визнер-Хэнкс в предисловие к одной из своих книг несколько извиняющимся тоном объяснял: да, "сексуальность" - слово, возникшее в английском языке лишь в 1800 году, древние греки и не столь древние европейцы о себе не думали, как о сексуальных существах. Лишь в 1990 году стали издавать (на английском) "Журнал истории сексуальности".

Но что, собственно, извиняться? Господин Журден говорил прозой и до того, как узнал, что говорил прозой. Затылок есть и у тех, кто не видит затылка. Другое дело, что сексуальность также отличается от говорения прозой как патриотизм от хромосомы.

Днём начала сексуальной революции следует, видимо, считать 13 июня 1525 года. В этот день Мартин Лютер вступил в брак с Катариной фон Бора. Оба нарушили обеты пожизненного безбрачия, который когда-то давали. Оба не нарушили брачных обетов, родили девятерых детей, жили дружно и прилично.

Важно, что Лютер - и протестантизм в целом - осуществлял именно революция, переворот. Он поднял вверх брак, который был внизу, опустил вниз безбрачную жизнь, но сама-то система осталась прежней: верх и низ, правила и регулирование. Более того, в результате и католичество, и протестантизм, и даже православие с XVI века стали строже регулировать сексуальность, намного строже, чем в Средние века. Причина лежала вне религии - причиной был общий настрой ("тренд") на реализацию идеального.

Общий настрой был общим, конечно, не для всех. Именно тут обнаруживается качественное различие между современностью - "гуманизмом" - и реакционным сознанием. Невозможно представить себе Эразма, который что-то регулирует, предписывает, меняет одни каноны на другие. Эразм среди сексуальной контрреволюции и сексуальной революции - как Бердяев среди белых и красных.

В той стадии сексуальной революции, которая случилась после изобретения дешёвых противозачаточных средств и разорвала связь сексуальности и рождаемости, современникам бросалась в глаза свобода сексуального поведения. Однако, свободы там было не слишком много - просто один конформизм, "викторианский", сменился другим, "хипповским". Настоящая же свобода сексуальности шла себе за спинами революционеров и контрреволюционеров, которые взаимно истребляли друг друга и несвободу в целом.

См. секс.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова