Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

Вера и насилие: взятие Отранто, Рима и Казани

В 1539 году в Риме начался процесс причисления к лику святых так называемых «мучеников Отранто». Он вполне закончился в 2013 году. Разумеется, это не означает, что пятьсот лет ватиканские чиновники шелестели бумагами. В 1539 году попытка потерпела неудачу, вот что это означает, и лишь с XVIII века усилия почитателей святых возобновились.

Неудача 1539 года была, возможно, связана с тем, что столкнулись два мировосприятия. Столичное и провинциальное, ренессанское и средневековое, учёное и неучёное. Материалы об отрантских мучеников были составлены в худших средневековых традициях, а рассматривали их люди, которые уже и про Коперника знали. Например, для канонизации требовалось чудо. Пожалуйста: 72-летний житель Отранто Франческо Керра:

«Первым убили Антонио Примальдо, и он, лишённый головы, остался стоять на ногах и не падал на землю, несмотря на все усилия врагов, пока не были казнены все. Палач, поражённый этим чудом, исповедовал, что единственная истинная вера — католическая и настоял на том, что он стал христианином, и за это паша приказал посадить его на кол».

Неудивительно, что в 2013 году это показание очевидца торжественно предали молчанию. А то сразу вспоминается из «Швейка»:

«Назовите мне какого-нибудь писаря из двенадцатой роты. Гоуска? Хорошо, так, значит, взрывом этого фугаса оторвет голову Гоуске. Голова отлетит, но тело сделает еще несколько шагов, прицелится и выстрелом собьет вражеский аэроплан. Само собой разумеется, эти победы будут торжественно отпразднованы в семейном кругу в Шенбрунне».

В 1480 году, когда турки взяли Отранто, Франческо Керра было 13 лет.

Исламофобия в XVI веке была, мягко говоря, не слабее, чем в наши дни, но всё же уж очень нелепыми и, главное, противоречивыми, выглядели показания «очевидцев». Например, об архиепископе Отранто Стефано Пендинелли, утверждали, что он был изрублен саблями, а голову насадили на пику и носили по городу; что его перепилили деревянной пилой; что он умер от испуга. Саверио де Марко, родившийся в 1504 году, писал в своей хронике, что паша осудил на смерть сотню человек, а Джованни Лагетто — что восемьсот (и последняя цифра закрепилась со временем).

Мощи мучеников были помещены в стеклянные витрины как своеобразный триптих за главным алтарём отрантского собора — нетрудно подсчитать, что там около двухсот черепов. Разумеется, никто не проверял, есть ли на костях следы насильственной смерти. Самое скандальное — что известно имя лишь одного погибшего (Примальдо, портного). А ведь это Отранто, конец XV века, у погибших должны были быть родственники, друзья, потомки. Тот же Керра - неужели запомнил только одно имя?

Зрелище этих черепов для современного человека несколько странное, но на юге Италии это довольно старый обычай, восходящий, видимо, к православным грекам (на Афоне так и по сей день хранят останки монахов — в шкафах).

Имела ли расправа с жителями Отранто (кстати, «Отранто» - всего лишь искажённое «Гидрант») религиозный характер? Достоверно этого не узнать. Ясно одно: турки действовали в соответствии с нормами, которых придерживались и европейцы. Осада города — чрезвычайно дорогостоящее и утомительное занятие, поэтому осаждённым всегда предлагали сдаваться. В противном случае, разумеется, ничего хорошего не обещали. Жители Отранто сдаваться отказались.

В популярной литературе Отранто — нечто вроде Козельска. Якобы героическая оборона города задержала турок так, что позволила собрать силы и защитить Рим. Это обычная милитаристская пропаганда, то есть, ложь. Кстати, именно из Отранто отплывали первые экспедиции крестоносцев - «освобождать» Иерусалим. Конечно, турки хотели бы и Рим взять, и весь мир завоевать. Однако, одно дело — завоевать слаборазвитые Балканы и упадочную Византию, а другое — Западная Европа, которая в XVI веке сама начинала строить свои колониальные империи по всему глобусу и значительно опережала турок в темпах развития. Организация турецкой армии не позволяла вести продолжительных походов, а к этому добавлялись постоянные угрозы с Востока (Персия) и династические склоки.

Турки вряд ли бы взяли Рим, если бы жители Отранто сразу сдались, а если бы и взяли, так ненадолго. В конце концов, полезно помнить, что в 1527 году Рим взяли. Не турки, а «свои» - но легче римлянам от этого не было. Армия, в которой преобладали немцы, в течение трёх дней грабила город, убивала, насиловала, в общем, - всё то, что делали европейцы друг с другом в течение многих веков. И до принятия христианства, и после принятия христианства, и теперь, когда уже нет никакой «христианской Европы». Так что не турки и не мусульмане положили конец римскому Ренессансу, а свои. Немецкие победители, утверждают злобные хроникёры, кричали на улицах Рима: «Папа Лютер! Папа Лютер!».

Сам Лютер, между прочим, не одобрял ни похода на Рим, ни его разорения — он понимал, что, расправившись с папой, император (который всё же был католик, а не лютеранин) обрушится на протестантов. Что и произошло.

В общем, падение Отранто — очень большое событие для жителей Отранто, но очень маленькое — для Рима. Папа Климент VII Медичи (племянник Лоренцо Великолепного) очень любопытным образом выразил свою скорбь от взятия Рима — отпустил бороду. Вообще, отпустить бороду — это такое же проявление скорби, как разорвать одежды или завыть по покойнику. Человек словно возвращается в животное состояние. Предшественник Климента отпускал бороду, когда у него отвоевали Неаполь, но потом сбрил, а Климент оставил её до самой своей смерти, и с него пошла у пап традиция бороды носить. Держалась полтора века. Может быть, повлияло ещё и похолодание, которое в эти века было в Европе?

Что же до главного во всей этой истории — вера и насилие, то здесь папа Климент VII не отличался от «мусульманских фанатиков», как их изображали свидетели на процессе 1539 года. 8 мая 1529 года Медичи издал буллу «Intra arcana», в которой наставлял Карла V:

«Мы надеемся, что пока длится твоя земная жизнь, ты будешь со всем усердием и настойчивостью понуждать варварские нации к тому, чтобы они пришли к знанию Бога, творца и создателя всего сущего, понуждать не только эдиктами и увещеваниями, но также силой и оружием, если это понадобится, чтобы их души могли войти в небесное царство».

И если кто-то думает, что эти надежды не оправдались — увы... Даже не признававшие папского авторитета русские православные в том же XVI веке завоёвывали мусульман, помимо прочего, чтобы принести им свет истины. Насильственное крещение было нормой — а насильственное и означает «христианство или смерть». Православный летописец, с удовольствием описав потоки крови, текущие по Казани, выводил:

«Блажени вои Рустии, до велика разбившия и скверныя младенца его о камень. Вои же Русти, избирающи великородных казанцов малыя дети и отроки, и красныя отроковицы и жены доброличная богатых и доброродных мужеи, в плен взяша многих, и овех себе в работу сведоша, овех же крестиша, в жены себе пояша».

Кто посильнее — в рабство, кто покрасивее — в купель и в постель.

Конечно, совесть есть, и не случайно так долго не канонизировали «мучеников Отранто». Папа Иоанн-Павел II в 1980 году съездил в Отранто, но не решился — а ведь какой был юбилей! Его преемник, начавший правление с исламофобского выпада, - не решился, хотя и приказал вести процесс и искать чудотворения от черепов. И только преемник преемника всё-таки канонизировал — но исключительно в утешение своему ушедшему на пенсию предшественнику.

 

Исламофобия и антилиберализм

Характерные комментарии католических историков ватиканскому агентству "Зенит" о канонизации мучеников Отранто. Вопрос о достоверности не ставится, хотя ни один историк не утверждает, что тут всё благополучно. Дональд Прудло, профессор средневековой истории университета штата Джексонвиль:

"Нападение на Отранто ... было рассчитано на то, чтобы посеять террор на итальянском побережье". Тимоти О'Доннел, президент колледжа Крисчендом в Фронт Рояль: "Во многих странах мира сегодня радикальный ислам угрожает преследованием [христианам]. Но также в Европе с её секуляризмом, атака на религиозную свободу, которую мы видим в США".

Часовню тоже либералы развалили? Отождествлять "радикальный ислам" (что бы это ни означало) с верой Мухаммеда II означает признать любой ислам радикальным. Отождествить право брать у государства деньги и при этом не соблюдать государственных правил с религиозной свободой (о чём идёт пря в США) - с убийством восьмисот жителей Отранто - демагогия. Отождествить классическую войну с терроризмом - означает признать все те антитеррористические операции, которые сегодня проводятся Западом, обычнейшей войной. Что, между прочим, неверно.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова