БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
РОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Реформация открыла новый этап в исторической науке. Лютер ведь ссылка на Цицерона: история - мать истины. Хотя,
конечно, истиной оставалась Библия, но проявлялась она благодаря сражениям на пространстве истории. Реформаторы
сражались за пересмотр истории. Кальвин назвал мир "театром Божьей славы" и призывал христианских
ученых исследовать прошлое, чтобы обнаружить там проявления Промысла. Идея достаточно средневековая, но слово
"театр" уже указывает на определенную новизну. В Средние века историю с театром не сравнивали никогда,
сам театр занимал совершенно маргинальное место. Преемник Цвингли Буллингер написал историю реформации в Швейцарии,
доведя ее до 1532 г. Шотландский реформатр Джон Нокс в 1587 г. опубликовал "Историю реформации религии
в Шотландском королевстве".
Один из первых историков Реформации: Иоганн Слейдан
(Johannes Sleidan) (1506-1556). Адвокат и дипломат, воспитанник
немецкой гуманистической традиции, секретарь католического кардинала
во Франции, советник в протестантском Страсбурге, наблюдатель на
Тридентском соборе. В 1655 г. опубликовал "Комментарии о религии
и государстве в правление императора Карла V", которые получили
огромную популярность. Слейдан был приверженцем протестантизма,
но старался быть объективным. Он, однако, сосредоточился на Лютере
и Германии, не замечая другие центры Реформации.
Следующим проектом, коллективным и мощным, стали
"Магдебургские центурии", которые Филипп Шафф назвал
"первой общей историей Церкви, достойной так называться".
Центурии писались лютеранами Магдебурга, во главе команды стоял
Маиас Флаций Иллирикус (Matthias Flacius Illyricus). Эти истории
собирали источники, изучая библиотеки и архивы "от Шотландии
до Константинополя". Цель была строго полемическая: доказать
неправоту католичества и наличие у Лютера предшественников. "Центурии",
впрочем, повторяли миф о папессе Иоанне и вообще не брезговали
бранью в адрес католиков. Каждый из 13 томов был посвящен одному
веку.
Католик Цезарь Бароний (1538-1607), итальянский
кардинал, ответил на "Центурии" своим 12-томным трудом
"Церковных анналов", доведенных до 1193 года. Кроме
письменных источников, Бароний впервые использовал археологические,
анализируя открытые в 1578 г. памятники римских катакомб. Бароний
защищал подлинность Дара Константина.
Протестанты использовали традиционный жанр рассказов
о мучениках на новый лад. В 1660 г. голландский меннонитский пастор
Тилеман ван Брат (Thieleman van Braght) опубликовал "Зерцало
мучеников" - повествование о анабаптистах, казненных за отказ
присягать или служить в армии. Гонения к этому времени были уже
в прошлом, но история гонений стала средством воспитания анабаптистов.
Самой знаменитой историей гонений стало сочинение
Джона Фокса (John Foxe) (1517-1587) "Книга мучеников".
Фокс в правление Марии Тюдор жил в изгнании во Франкфурте и Базеле,
собирая рассказы о преследованиях единоверцев в Англии. Том в
1800 страниц in folio был издан в 1563 г. под названием "Acts
and Monuments of These Latter and Perilous Days". В 1583
г. дополненное издание вышло с посвящением королеве Елизавете.
Фокс просил Елизавету пощадить двух голландских анабаптистов (он
был сторонником терпимости), но безуспешно.
Фокс утверждал, что Евангелие в Англию принес не
св. Августин Кентерберийский, а Иосиф Аримафейский. Он разделил
историю на пять периодов: апостольский век, когда гонения помогали
хранить веру; эпоха выработки доктрины в борьбе с ересями; подъем
папства и подавление истинного евангелия; заря Реформации с Уиклифа
и Гуса, пятый - Реформация. Если анабаптисты считали, что Церковь
кончилась с Константином, то Фокс восхвалял Елизавету как нового
Константину, новую Дебору и новую Эсфирь.
Timothy George. Battle for the Past. Christian History. Issue
72, Fall 2001, Vol. XX, No. 4, Page 37.
Автор - декан Beeson Divinity School of Samford
University. http://www.christianitytoday.com/ch/2001/004/12.37.html
|