Елеазар Анзерский (1656). Уроженец козельской купеческой семьи Севрюковых, еще юношей постригся в Соловецком
монастыре.У него был замечательный талант резчика по дереву и он участвовал в украшении Преображенского собора.
Однако в 1612 года по благословению игумена Елеазар поселился на Анзере, одном из островов Соловецкого архипелага,
став затворником. От своего наставника Елеазар слышал пророчество, что на Анзере будет огромный монастырь.Для
пропитания он вырезал деревянные чаши, оставлял их на берегу, а ему взамен ставили еду. Елеазар позднее ярко
описывал, как его осаждали видения злых духов, но пришла в видении и Богоматерь, вручила посох и четки, повелела
написать на стене хижины: "Христос с нами уставися".
Еще несколько братьев решились поселиться здесь, образовав Троицкий скит со строжайшим уставом: кельи стояли
далеко одна от другой, молились уединенно и тяжело трудились, чтобы пропитать себя и не унывать от безделья,
и только на субботу и воскресенье сходились для совместной молитвы. Монахи “основного” монастыря относились
к этому недоброжелательно. Елеазар принимал учеников, но предупреждал, чтобы они не мечтали о строительстве
церкви - "Освятим прежде церковь телесную". Видимо, он полагал, что пророчество о величии Анзерского
монастыря должно осуществляться само.
Сохранилась грамота Патриарха Филарета 18 марта 1620 г. о строительстве в скиту деревянной церкви. Царь Михаил
вызвал Елеазара, чтобы поделиться с ним бедой: у первого из династии Романовых не было сына. Монах обещал молиться
о даровании наследника и сказал, что сын будет, что и осуществилось в 1629 году. После этого царь посылал пожертвования
в скит, и все они тратились на украшение храма и богослужения. 31 июля 1633 г. царь даровал скиту независимость
от Соловецкого монастыря и ежегодное содержание. Впрочем, когда в 1638 году Елеазар захотел построить каменную
церковь, соловецкий игумен доносом в Москву строительство остановил - видимо, из зависти. Церковь была построена
по царскому указу (и силами Соловецкого монастыря) лишь в 1646 году.
Став царем, Алексей Михайлович вызвал к себе Елеазара (любимец царя Никон был учеником Елеазара), и тот еще
раз побывал в Москве, и опять вернулся в северную глушь. Видения бывали у Елеазара необычайно часто, причём
он считал, что не все они были настоящими - когда же сомневался, то начинал читать "Верую" и, если
это был самообман, видение испарялось.
Елеазар не мог вытерпеть оскорблений со стороны собратьев и хотел покинуть монастырь, но остался: он увидел
огромную - во все небо - икону Христа и услышал упрек: Христос много претерпел, а не хочешь терпеть скорби.
Нынешние монахи Соловецкого монастыря гордятся Елеазаром. Люди часто любят покойников потому, что те не могут
сопротивляться ни оскорблениям, ни прославлениям с перетолкованиями. такая "любовь" (некрофилия) подразумевает,
что ближнему лучше быть мертвым, а не живым. "Великий монастырь" на Анзере так и не появился.
Память 13/26 января.
Житие
Севастьянова С.К. Преподоный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита. СПб., 2001.
Житие впервые оп. Л.Дмитриевым - ПЛДР, 17 в., 2 кн., Л., 1989. С. 299-304.
Шведова Ю.В. О синтаксисе автобиографического жития Елеазара Анзерского // Древняя Русь. - №2(20). - Июнь 2005.
- С. 65-72.
*
|