Бидзин, Шалва и Элизбар Ксанские (1660). Их житие. Трое кахетинских князей, в 1659 году восставшие против персидского владычества. Кахетию они освободили, при этом были истреблены восемь тысяч семей персов, поселенных в знаменитой Алазанской долине. Но победа была совершенно бесполезной. Шах Аббах II просто послал указ грузинскому царю Вахтангу IV с приказом арестовать бунтовщиков и прислать в столицу Персии. Царь, хотя и был всей душой на стороне восставших, прекрасно сознавал, что бунт был нелепым и обречённым. Указ был выполнен. Князей не стали казнить, от них потребовали перейти в ислам. Разумеется, персы думали не о спасении душ «неверных», перемена веры должна была быть ярким пропагандистским актом. Достаточно было хотя бы одного ренегата. Выбрали Бидзина Чолокашвили, старшего по возрасту и положению: на его глазах пытали Элизбара и Шалву, отрубили им головы. Это не подействовало, зашли с черного хода психики: одели грузина в женское платье и на осле возили по городу. Бидзин мучался, ведь и в Грузии, и в Персии сидеть на осле считалось крайним позором для благородного человека. Тогда к нравственным мучениям прибавили физические: Бидзина повесили на дыбу и острым ножом стали отрезать от тела куски, словно обстругивая дерево, и при этом следя, чтобы человек не умер от кровопотери или шока. Разумеется, делавшие так люди вовсе не о вере в Аллаха заботились, и не об обращении к вере, потому что чего стоит вера, вымученная, вера калеки, а просто удовлетворяли своей злобе. Бидзин еще был жив, когда от тела не осталось почти ничего, кроме головы и туловища, и еще шевелил губами. Если говорить современным языком, святые повели себя как “полевые командиры”, не слушающиеся центральной власти и думающие лишь о свободе родины; святыми их делает, разумеется, не это, и, тем более, не убийство тысяч людей, а не мучения, которые они причинили другим, а мучения, которые они вытерпели сами. Память 18 сентября/1 октября. |