Корнилий Переяславский (1693). Монах небольшого монастыря во имя свв. Бориса
и Глеба под Переяславлем Владимирской губернии. Он выпросил у игумена разрешение
жить в затворе, но принятый им на себя труд сломал ему здоровье. Однажды братии
пришлось взломать дверь его кельи; три месяца его отпаивали соками. После этого
он прожил еще несколько десятилетий. Все восхищались яблоками, которые он выращивал
в монастырском саду, колодцем, который он выкопал для обители. Думали, что Корнилий
после болезни оглох и онемел, но перед смертью он исповедовался. Просто видимую
изоляцию он сменил на невидимую: всякий, кто пробовал молчать в толпе, согласится:
люди ждут от нас добрых слов, показать им нашу любовь, не разговаривая с ними,
трудно. Но зато такую любовь больше ценят: она очевидно нелицемерна, как любовь
молчащего среди нас Христа.
Одним из послушников и учеников Корнилия был Василий Высоцкий из подмосковного
Домодедова, полвека спустя ставший духовником императрицы Анны Иоанновны (с именем
Варлаама). Карьера Высоцкого началась вскоре после смерти Корнилия, он был переведен
в кремлевскую церковь, но в 1700 г. Вернулся в Борисоглебский монастырь уже в
качестве игумена. В 1705 году при строительстве нового храма были обнаружены останки
Корнилия, и Варлаам вместе с митр. св. Димитрием Ростовским торжественно их перезахоронили.
К этому с энтузиазмом отнеслась сестра императора Наталья Алексеевна, но в 1722
году Варлаама (который ранее был и духовником несчастного сына императора Алексея)
формально обвинили в самоуправстве. «По доношению обер инквизитора Пафнутия» его
допрашивали в Синоде о событиях 1705 г. Варлаам не был виновен, потому что все
делалось с разрешения митр. Рязанского Стефана, но судьи явно хотели в угоду императору
осудить "суевера". Высоцкий объяснил, что при вскрытии гроба оказалось,
что «тело тленно, одни кости и мало частей с кожею». Он, однако, ваткой собрал
«мокроту», которая была на скелете, помазал этой ваткой глаза некоей Тиголевой.
Та прозрела, после чего и Высокий, и св. Дмитрий, и царица Наталья Алексеевна
стали почитать Корнилия как святого. Сохранился текст публичного покаяния, с которым
заставили выступить Варлаама:
«Аз суетный, Борисоглебского при Переславле Залесском обретающегося в монастыре
умершего схимонаха Корнилия, который от церкви к числу святых не приобщен, а по
вынутии его костей из земли преосвященным Димитрием митрополитом Ростовским и
по учрежеднии его же во гроб новый и по сочинении тропаря и кондака и по поставлении
его Корнилиева гроба в церкви к верху, и по написании его персоны: дерзостию моею
и легкорассудством почитал за святаго и именовал везде святым и отпавшие малые
кости и части мантии его в ковчеге держал и за святыню почитал и во едино лето
по общей Минее службу ему преподобническую и молебен отпел и тем почтением подал
многим вину такова чествования простолюдинам в оной монастырь приходящия взирающе
на нас яко писания знающих и не испытующе ни о чем, но во всем без сумнения последующе
мне и письменные чудеса подающе во оный монастырь заручивше, аз же по должности
моей не испытывал совершенно - ли те чудеса и не суть ли ложные, но токмо вменял
за истину прикладыванью рук их отцев духовных, а иные писание знающе своеручно
написав подавали».
Память 22 июля/4 августа.
|