Марк (Марко) д’Авиано (Marco d'Aviano) (1631-1699). Венецианский капуцин, всемирно
известный тем, что в честь него назван был кофе с «капюшоном» («капуцин» - от
слова «капюшон») из молока. Отец Марко был энтузиастом объединения европейских
государств для отпора туркам, причем объединение это он видел как религиозное:
христиан против мусульман. Его родная земля, Фриули, неоднократно подвергалась
набегам тех, кто призывал в бою Аллаха. Впрочем, о. Марко вел борьбу и с протестантами,
которые его родину не топтали. В Ратисбоне протестантские власти пытались запретить
капуцину въезд в город, но уступили давлению императора; тогда горожане устроили
подмостки, на которых пародировали проповеди д’Авиано. А кофе о. Марк пил в Вене,
к которой стремились тогда турецкие войска, и вкус кофе показался ему слишком
крепким. А вот мусульманским фундаменталистам ХХ в. казалось, что причисление
д’Авиано к лику святых – вызов исламу, но ведь фундаментализм и есть искусство
видеть вызов во всем. В 1683 году турецкая армия взяла Белград и осадила Вену.
Папа Иннокентий IX послал в город отца Марко. Д’Авиано призвал венцев к покаянию,
чтобы турки не захватили город. Император Леопольд I почитал его святым; о. Марк
объяснял императору, что турки – это один из бичей Божий, поражающих верных за
грехи и отступничество. Император внял его словам и организовал в Вене публичные
покаянные процессии. Впрочем, д’Авиано посоветовал еще организовать внезапную
атаку на турецкую армию. 12 сентября о. Марк отслужил мессу и благословил начало
наступления. Держа в руках распятие, он галопировал вдоль полков. Принц Евгений
Савойский, возглавлявший войско, сам сражался «во имя Девы Марии», и в память
об одержанной победе у католиков 12 сентября установлен праздник Святого Имени
Марии. После II Ватиканского собора папа Павел VI этот праздник из календаря убрал
в знак добрых чувств к мусульманам, и вернул Турции зеленое знамя, захваченное
в той битве. И после победы д’Авиано продолжал трудиться ради создания союза европейских
государств («святой лиги») для борьбы с турками, в руках которых был Будапешт.
Город вернули, отвоевали и Белград. Императору Австрии, когда тот склонялся к
заключению мира с Турцией, священник писал: «Бог хочет войны, а не мира. Сперва
мы должны вернуть христианские земли, потом можно вести переговоры». Папа назначил
его «апостолическим миссионером». Умер д’Авиано в тот же год, когда наголову разбитые
турки подписали Карловицкий мир. Для католических фундаменталистов он стал символом
того, что с инаковерующими и инославными нечего «вести диалог», от них надо требовать
капитуляции. О. Марко был не более воинствующим католиком, чем вдохновитель битвы
под Лепанто папа Пий V, только за сто лет Европа изменилась и стала бояться думать
о войне и мире в религиозных терминах. Беат. 27.4.2003. Marcello Bellino, Padre
Marco d'Aviano, (Udine: ed. Segno, 1991); http://www.sspx.ca/Angelus/2000_January/A_Politically_Incorrect_Monk.htm;
|