Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XVII ВЕК: НА КОЛЕНИ - ТОЛЬКО ПЕРЕД БОГОМ

Моисей - не самое французское из французских имён, но Моисей Амиро был чистокровным французом, только протестантом. В отличие от более знаменитых Людовика XIII и Декарта, которые были ему ровестниками - все с 1596 года. В этом году родился ещё и русский царь Михаил Романов. Амиро пережил всех троих, дожив почти до 70 лет (ум. 8 января 1664). Впрочем, капитан мушкетёров де Тревиль, который был на два года моложе Моиза (так Моисей произносится на французский лад) пережил и его, дожив до 1672 года. В общем, все они - второе поколение XVII столетия.

Он прославился как один из крупнейших кальвинистских теологов Франции. В спорах о свободе воли, которые будоражили некоторые умы XVII столетия Моиз Амиро сумел не только либерально истолковать учение о предопределении, но и избежать осуждения за либерализм. Во всяком случае, французские кальвинисты его оправдали, а вражда голландских кальвинистов практических последствий не имела. Прожил он всю жизнь в Сомюре, преподавал тут теологию. Это было проявлением характерного смирения: ему предлагали на выбор кафедру в Париже, кафедру в Руане, Амиро предоставил синоду решать вопрос.

Знаменитые некогда труды Амиро выложены аккуратно в интернет (libguides.calvin.edu), только вот никому более неинтересны. Конечно, время от времени появляются энтузиасты, которые начинают изучать историю споров о Троице или предопределении, напишут несколько статей или даже монографию. Только этим энтузиастам - обычно молодым мужчинам - нужно сделать карьеру. Либо они на своём рвении её делают - и тогда перестают писать, начинают диктовать. Либо они её не делают - ведь карьеристов много, а карьер мало - и перестают писать, начинают пить или переключаются на что-то позитивное. Амиро карьеры не делал, а что он занимался такой малоинтересной тематикой - так выбор-то был не слишком широк.

Троица или предопределение интересны, малоинтересны рассуждения о Троице или предопределении. Путеводитель всегда не так интересен как страна. Если путеводитель интереснее страны, значит, страна никуда некогда или, не дай Бог, попросту вымышленная. Бог интереснее некуда, богословие интересно - помимо карьеристов, которые богословы всегда лишь на время - лишь людям очень специфического и малоприятного склада. Величайшие богословы - Ориген, Василий Великий, Афанасий Великий, не говоря уже о Златоусте, который богословом не был - богословию уделяли меньшую часть своей жизни. Только поэтому они и величайшие.

Амиро велик не тем, что он сделал, а тем, что он отказался сделать.

В 1631 году король согласился принять делегацию реформатов. Протестантам была нужна свобода вероисповедания, королю был нужен мир с протестантской Англией. Шла Тридцатилетняя война - последняя религиозная война в Европе (можно надеяться). Петицию на имя короля писал Амиро, он должен был её и читать. Отказался он, потому что читать следовало, стоя на коленях. Католик мог стоять перед его величеством, протестант - вся делегация - обязаны были встать на колени.

Насколько престолу был в этот момент нужен мир с протестантами, видно из того, что к Амиро изволил прийти кардинал Ришелье и упрашивал пойти на компромисс. Компромисс с абсолютистской монархией - как компромисс с большевистским тоталитаризмом. Встань на колени и всё тут. Поцелуй барину ручку.

Амиро так и не встал и не прочёл.

Вся королевская конница, вся королевская рать, три мушкетёра и д'Артаньян - встали бы. Да и вставали, хоть были католиками, в разных ситуациях, это и у Дюма описано.

В наши дни тоталитаризм никого не заставляет становиться на колени. Это называется "извлечь из истории урок". Встанет на колени и что-нибудь такое попросит... проникновенное... Свободе не дано предугадать, чем будет соблазнять несвобода, надо просто жить так, чтобы хотя бы на полшага (пожалуй, и не больше) опережать несвободу и показывать ей свой непобедимый затылок, крепкие пятки и прочая, и прочая.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова