Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Митрофан Воронежский (р. 8 ноября 1623 - 1703). Священник (и, видимо, сын священника) Михаил из села Сидоровского недалеко от города Шуи под Владимиром. В 1663 г. о. Михаил овдовел и постригсял в монахи с именем Митрофан в Золотниковской пустыни. Уже через три года он был избран игуменом, в 1675 года Патриарх Иоаким сделал его архимандритом Макариево-Унженского монастыря. В 1682 году он был сделан епископ впервые созданной Воронежской епархии. И в монастырях, и в епархии он много строил храмов, основывал монастыри, что по тем временам было нелегким делом. Петр Первый, военизировавший Россию, не приветствовал подобные расходы. В Воронеже по указу Петра сооружался флот, и когда царь прибыл сюда, он пригласил епископа к себе на прием. Святитель отказался, объяснив, что не может идти туда, где стоят статуи языческих богов. Действительно, Петру соорудили дворец, хотя и временный, и украсили его копиями античных статуй, которые император считал признаком высокой цивилизованности. Царь был в хорошем настроении, приказал убрать статуи (только на время посещения Митрофаном), а когда Митрофан скончался, Петр сам нес гроб его до усыпальницы и сказал, прощаясь: “Не осталось у меня больше такого святого старца”. Преобразователь России лукавил: еще Димитрий Ростовский был жив, хотя и в опале, были и многие другие святые в ту эпоху, хотя ни один из них не был “у Петра” в кармане. Митрофана канонизировали спустя сто тридцать лет, когда уже архиереи не обращали внимания на то, какие статуи и картины стоят в дворцах, которые они посещали. С течением веков великие реформы Петра все тускнеют, значение их все меньше и меньше, и все больше сияет облик Митрофана: пастыря Христова, думавшего не о величии России, а о спасении русских, оставшегося и на позолоченом троне надежным и трезвым помощником Христу. В завещании своем Митрофан писал: “Употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши”. Память 23 ноября/6 декабря, перенесения мощей в 1832 г. 7/20 августа.

Отчет о вскрытии его мощей, 1919.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова