Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XVIII ВЕК: СЕМЬЯ РАЗРУШАЕТСЯ С ПУГОВИЦЫ

См. меннониты.

В 1736 году в Пенсильвании поселились две семьи амишей - первые амиши из Швейцарии, Детвейлеры и Зиберы. Амиши - те же меннониты, те же анабаптисты, только более консервативные. Только что такое в данном случае консерватизм? Что стоит за бегством от современной техники? Амиши ведь именно этим известны: не пользуются электричеством и автомобилями, носят домотканую одежду и т.п.

Разумеется, в XVIII веке все были консерваторами в смысле неупотребления электричества, автомобилей и фабричной одежды. Амишей отличал отказ от службы в армии - это общее с меннонитами - и попытка сделать семью основой церковной жизни. Вот этого у меннонитов не было (а у старообрядцев было).

Семья как малая Церковь, - в наши дни эту фразы повторяют и реакционеры, и либералы. Реакционеры имеют в виду контроль над чужой семьёй, либералы - свободу в семье. Просто у реакционеров Церковь - это контроль над другим, у либералов - свобода другого.

Амиши были, безусловно, реакционеры. Проявлялось это и в крупном, и в мелочах. Крупное - это секс. Никаких браков с инаковерующими! Мгновенно выгонят из общины. Такого у меннонитов или анабаптистов не было. Не было этого, стоит заметить, и в христианском Средневековье, так что тут амиши реакционеры, но не консерваторы. Они не пытаются законсервировать то, что было. Они создали принципиально новое общество. Впрочем, многие консерваторы поступают так же - ведут себя как социальные инженеры, иногда и как революционеры, только делают вид (обычно искренне), что "так всегда было".

Браки с инаковерующими - это что... Амиши раскололись однажды по вопросу о допустимости жениху и невесте замениматься петтингом в одежде. Без одежды - это не обсуждалось. Но и в одежде обниматься и целоваться, лёжа на кровати - нельзя. Нельзя у одних амишей, можно у других.

Другая линия разделения (а разделения у амишей, естественно, резкие - чуть что, сразу отлучение) - это пуговицы. Пуговицы в Европе появились именно в XVIII веке, сперва, как водится, у аристократов. Низы обходились петельками, завязками и булавками.

У русского православного духовенства до сих пор манжеты богослужебного одеяния именуются "поручами", носятся отдельно и крепятся верёвочками. На греко-католическое духовенство, которое использует вместо верёвочек пуговицы, а то и липучки - что крайне удобно - смотрят как на богохульников, ведь по учебникам сии верёвочки символизирует верёвки, которым был связан Иисус во время суда.

Первая волна амишей - сотен пять человек - приехала в Америку в XVIII веке. Когда в середине XIX века случилась вторая волна - несколько тысяч амишей - разгорелся конфликт, потому что новички пуговицами пользовались. Гламур! Выпендрёж!! Тщеславие!!!

Ошибочно думать, будто амиши вовсе не пользуются техникой. Очень даже пользуются и даже владеют (это различие для них очень существенно - подъехать на чужом автомобиле можно, владеть автомобилем - нет). Тракторами - владеют. Не все, но некоторые. Трактор ведь - хозяйственный предмет, автомобиль же разрушает семью. На автомобиле человек уезжает далеко, может и муж без жены уехать, и сын без отца неизвестно куда. Автомобиль - не средство передвижения, а роскошь! По той же логике у амишей раскол из-за никелированных деталей на конных экипажах. Некоторые используют, другие отвергают как проявление гордыни.

Что существеннее, амиши решительно против высшего образования. Восемь классов - и всё. Это право быть недоучками они отстояли в Конституционном суде США так же, как право не служить в армии. Мало знаешь - меньше хочешь, крепче привязан к родителям, не сомневаешься в авторитетах.

Вот так, без многого знания, амиши и Библию толкуют. Прочтут, подумают, вдохновятся и - толкуют.

Широкая публика лучше знает, что амиши ходят с длинными бородами (ровно по той же причине, что фанатики от иудаизма и православия - ведь Библия запрещает бритьё бород). Правда, амиши стригут усы. По одной версии, это в память об Аврааме Линкольне, по другой - более интересной - потому что в XVII веке усы были отличительной чертой военных, и сбривание усов было символом пацифизма.

А ещё не забудем про подтяжки! амиши делятся на модернистов, которые носят подтяжки двойные, и консерваторов, которые носят одну - наискось, потому что две - это роскошь. Раздай подтяжки свои бедным и следуй в амиши!

Сегодня амиши - самая бысто растущая группа в США. Тонкость в том, что счёт идёт почти с нуля. В XVIII веке амишей почти истребили за их нежелание воевать - истребляли индейцы, британские солдаты и восставшие против Британии борцы за независимость. А чё, "кто не с нами...". Рождаемость у амишей высокая. Правда, исход из амишей тоже немаленький. Много неприятных генетических заболеваний - ведь они все потомки нескольких человек. Однако, уровень раковых заболеваний и некоторых других пониже, чем у соседей за счёт свежего воздуха, некурения, "экологически чистого" питания. Они-то пытались убежать от современности, а попали в передовики прогрессивного экологического поведения. К счастью, современность не исчерпывается огурцами без нитратов.

Семья, возможно, и малая Церковь - или может ею быть. Но это не означает, что семья должна быть чопорной фалангой, застёгнутой на все пуговицы (или завязанной на все верёвочки). Семья - это Церковь, но это означает именно то, что означает: что Церковь Христова не есть ходячая пирамида власти, наглухо отгороженная от окружающего мира, а есть весёлое, счастливое, до непонятности разнообразное и кошмарно пёстрое по взглядам и поведению сообщество верующих людей, любящих друг друга, уверенных друг в друге и потому не боящихся никакого прогресса, никаких знаний, никаких чужаков.

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова