Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Климент Хофбауэр (26.12.1751, Тассвиц, тогда Моравия - 15.3.1820, Вена). Ян Дворак, сын чеха-булочника, который сменил свою фамилию на немецкую (по смыслу аналогичную), чтобы слиться со средой, в которой немцы занимали господствующее положение. Так Ян Дворак стал Иоганном Хофбауэром, однако, все эти детали, столь важные для его семьи (а он был девятым из двенадцати детей), для него оказались второстепенными. Он отправился паломником в Италию и здесь получил разрешение от кардинала Кьярамонти (впоследствии папы Пия VII) стать отшельником. Однако через несколько месяцев Ян понял, что отшельничество — не его призвание, что он должен быть миссионером. Он сумел найти добрых людей, которые оплатили ему обучение в университете, в 1785 г. стал священником, членом ордена редемптористов. Основатель ордена Альфонсо Лигуори был еще жив и очень обрадовался, узнав, что у него есть продолжатель из Австрии. На родине Хофбауэра в это время правил император Иосиф II, считавший церковь лишь одним из устройств государственного механизма и потому всячески сокращавший “лишнее” духовенство. Иосиф, к примеру, закрыл несколько сотен монастырей, и когда Хофбауэр отправился в Австрию миссионером, казалось почти невероятным, что он добьется успеха в полицейском — в сущности, весьма тоталитарном, неблагоприятном для любой самодеятельности — государстве. Отец Климент начал с Варшавы, где в 1789-1808 гг. в условиях абсолютной нищеты ежедневно произносил пять проповедей (три на польском и две на немецком). Одновременно он организовал дом для сирот, деньги на который выпрашивал сам. Однажды, когда он просил милостыню в кабаке, где играли в карты, один из картежников плюнул ему в лицо. “Это подарок лично мне, — сказал Хофбауэр, — а теперь, пожалуйста, дайте мне что-нибудь для моих бедных детей” (несколько десятилетий спустя точно такую же реплику Шолом Алейхем вложил в уста одного раввина — и это не плагиат, а прямое следствие общей веры иудеев и христиан). В 1808 году захвативший Варшаву Наполеон выслал редемптористов из Польши. Вот тогда о. Климент поселился в Вене и здесь работал до конца жизни, проповедуя, исповедуя, защищая веру как личное достояние каждого человека, которое должно быть защищено, с одной стороны, от полиции, с другой — от нации, от родового начала. Среди его духовных детей были и министры, и университетские профессора, и герцог Баварский Людвиг; Хофбауэра прозвали “апостолом Вены”. Он стал центром знаменитого кружка романтиков, в который входили Фридрих фон Шлегель, Захариас Вернер, Адам фон Мюэллер — творчество этого кружка определило развитие всей культуры XIX столетия. Когда в 1814 года в Вене проходил конгресс стран, победивших Наполеона и заново определявших основы политического устройства Европы, именно люди, вдохновлявшиеся о. Климентом, помешали созданию национальной Германской церкви, которая была бы независима от папы (зато зависимой от германской бюрократии). Его называли римским шпионом, канцлер Австрии, рьяный сторонник “йозефизма”, политики подчинения Церкви воле властей, требовал от императора выслать его из страны. Но тот, познакомившись с о. Климентом лично, признал в нем человека честного и умного. Так личное усилие одного человека помогло изжить тоталитарные наклонности австрийского государства и освободить Католическую Церковь от бюрократической опеки. Канон. 1909. В 1914 провозглашен патроном Вены. Hofer J. Der heilige Klemens Maria Hofbauer: Ein Lebensbild. 1921; Hosp E. Der hl. K.M. Hofbauer. 1951. Память 15 марта.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова