Серафим Саровский (р. 19.7.1754, Курск
- 1833). Сын курского купца Прохор Мошнин в семнадцать лет совершил паломничество
в Киев, где познакомился с Досифеей - женщиной, которой было позволено носить
монашеское облачение, жить в мужской Киево-Печерской лавре. "Старец Досифей"
посоветовал Прохору молиться "Иисусовой молитвой", как учил этому тогда
уже пожилой св. Паисий Величковский.
В 1778 году Прохор стал послушником Саровской пустыни, в 1793 стал иеромонахом.
В эти годы Саровская пустынь славилась учениками св. Паисия Величковского, которые
посвящали свою жизнь молитве, а не поддержанию крепкого хозяйства и красивого
богослужению, как это было принято в других обителях. Но аскетизм - призвание
далеко не для всех. Многие монахи, начав жить в затворе, не выдерживали. А на
тех, кто выдерживал, такие, конечно, косились: давала себя знать зависть, комплекс
неполноценности (совершенно излишний).
20 ноября 1794 года, когда Серафиму было 35 лет и он всего лишь год как стал
священником, он на тысячу дней ушел в полный затвор, питаясь одной снытью - летом
свежей, на зиму он её сушил. Ко времени затвора он уже был известен как духовный
наставник. В последующие пятнадцать лет все монахи Оптиной обращались прежде всего
к нему за советами и наставлениями в духовной жизни.
12 сентября 1804 года с ним случилась беда: на его хижину наткнулись разбойники,
которые рассчитывали поживиться пожертвованиями мирян - а пожертвований-то Серафим
не брал. Они его избили так, что остаток жизни преподобный проходил, скрючившись
вдвое, только опираясь на палку. Впрочем, ни он сам не жаловался на гонения и
страдания, ни его почитатели не делали из Серафима мученика (что уже много говорит
о святом), а сохранили только память о видениях, которые ему были в уединении
(исцеление ему даровала Сама Царица Небесная, пришедшая вместе с апостолами Петром
и Иоанном).
В 1806 году ушел с игуменства о. Исайя, друг Серафима (через год он умер).
Монахи единогласно проголосовали за то, чтобы предложить игуменство Серафиму,
но, кажется, они рассчитывали на его отказ. Серафим, действительно, игуменство
отклонил, прекратил и духовное попечение о братии и поселился в лесу километрах
в шести от монастыря, взяв на пять лет обет полного молчания. Тут он жил в избе
из одной комнаты и сеней. Одна колода служила столом, другая - стулом. Серафим
избегал встреч с собратьями, только приходил в монастырь к воскресной службе.
Перестал служить литургию, хотя до отшельничества совершал ее почти ежедневно
- он принадлежал к тем старцам, которые полагали, что для участия в литургии необходимо
полное единомыслие со всеми, кто за ней молится.
В 1810 году игумен заставил Серафима вернуться под общий кров, объяснив это
заботой о благе монаха: ему, искалеченному разбойниками, было трудно ходить в
монастырь на богослужение. Серафим повиновался, но и в монастыре жил как отшельник,
в "затворе". Это был демонстративный отказ от старчества: раз игумен
запретил Серафиму общаться с мирянами, он не захотел общаться и с монахами. Лишь
в 1813 году он вышел из затвора и опять начал "старчествовать", то есть
общаться с монахами и мирянами, помогая им в духовной жизни.
После того, как с 1813 года Серафим вновь начал старчествовать, вспыхнула с
новой силой зависть. Обвинений раздавалось много: старец молился "по католически",
на коленях с поднятыми руками; давал приходящим вино и кусочек хлеба, в чем усматривали
чуть ли не подражание Евхаристии; круглый год приветствовал входящихся возгласом
"Христос воскресе!", всегда был радостен, ласков, вовсе не заботясь
об обличениях, предпочитая утешать, а не обличать. Сохранились его поучения (в
том числе, самое знаменитое и обширное - запись беседы с местным помещиком Мотовиловым),
в которых старец смело говорил о том, о чём тогда никто даже не думал: что христианин
может и должен стремиться к стяжанию Духа Святого, к видению Бога лицом к лицу,
что в этом весь смысл жизни не только "избранных", "мистиков",
но каждого. Старый монашеский принцип "царского пути", умеренности преп.
Серафим (как и другие современные ему русские старцы) обернул к пользе мирян,
сделав его руководящим принципом жизни в миру: "Выше меры подвигов принимать
не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способен к творению
добродетелей". Советуя непрестанно молиться, Серафим одновременно удерживал
от долгих молитв тех, кто склонен был к ханжеству и делал из молитвы средство
самоутверждения и превозношения над другими. В основанной им женской Дивеевской
общине он даже упразднил чтение долгих акафистов, сославшись на саму Божию Матерь.
Знаменитым стало его молитвенное правило для мирян, которым вообще-то в православных
молитвословах обычно предлагалось читать чисто монашестырское молитвенное правило.
"Правило Серафима" - это трижды в день (утром, перед обедом и вечером)
трижды читать "Отче наш", трижды "Богородице", и один раз
"Верую", читать, не обязательно становясь перед иконами, а продолжая
работу. И эти "послабления" вызывали нарекания. Даже то, что Серафим
организовал женскую обитель в Дивеево (женщины в тогдашней России, особенно вдовы
или не сумевшие выйти замуж, были самыми несчастными и отверженными существами),
вызывало грязные пересуды. Но больше пересудов была народная любовь, ответная
ласка и восхищение, приведшие к канонизации в 1903 году святого.
Собратья в большинстве притесняли старца, не признавали его авторитета. На
его похоронах не сказали ни одного похвального слова, хотя ко дню смерти Серафим
был одним из самых почитаемых народом старцев монастыря - видимо, именно потому,
что его почитали более других. Он вполне был признан лишь сёстрами Дивеевской
общины.
Рядом с Оптиной, в селе Дивеево, с 1788 года существовал нелегальный женский
монастырь (нелегальный, потому что власти с трудом разрешали открывать новые монастыри).
Монахи сперва помогали сёстрам, но с 1806 года игумен распорядился эту помощь
прекратить. А Серафим - не прекратил. Он посылал к сёстрам женщин, которые решили
начать жить по Евангелию. С 1822 года он взял сёстер (их было около 50) под свою
опеку: посылал им деньги, получаемые от благотворителей, свечи, овощи со своего
огорода. С 1825 года он даже стал принимать от посетителей пожертвования - несли
в основном провизию, которая скапливалась у него в келье, а потом сестры забирали
её в Дивеево.
25 ноября 1825 года Серафиму было видение Богородицы, которая повелела ему
вырыть канаву (всегда говорили и говорят ласкательно "канавка" об этом
немалом рве) вокруг мельницы дивеевских сестёр. Серафим сказал сёстрам, что канава
(а вынутую землю укладывали в вал, так что это было довольно внушительное сооружение)
защитит их воров. Скорее всего, он имел в виду не только воров, но и насильников,
но не стал смущать этим девушек.
Помощь сёстрам вызвала массу кривотолков и сплетен. Дошло до полицейских расследований:
то сестёр обвинили в краже леса, то Серафима обвинили в поощрении какой-то беглой
крепостной, которая стала юродствовать. К этой несчастной он отношения не имел,
а полицейское расследование счёл признаком своей скорой кончины. При этом за все
годы он единственный раз посетил Дивеево - в 1789 году, когда умерла основательница
общины, да и тогда не остался на поминальную трапезу, а пешком, под дождём, вернулся
в свою обитель.
Как и вокруг всякого великого человека, вокруг преп. Серафима сложилось множество
легенд, не всегда верных. Особенно много искажений внес в рассказы о святом Сергей
Нилус, в начале 20 века поселившийся в Оптиной (отсюда его изгнал архим. иСерафим,
благодаря которому был канонизирован старец). Так, постоянные призывы святого
ожидать Христа как жениха, его слова о грядущих революционных бедствиях и их преодолении,
были восприняты как предсказание святого о собственном воскресении во плоти прежде
общего Воскресения, о скором конце всего света.
Как переиначивались слова Серафима видно из того, что он часто предупреждал
сестёр об "антихристе", который после его смерти станет их соблазнять.
Серафим имел в виду монаха Иоасафа Толстошеева, который пытался выдать себя за
"преемника" святого, подчинил себе Дивеево - кроме как раз "Мельничной
общины", обнесённой канавкой. Лишь после двух десятилетий борьбы сёстры изгнали
Толстошеева. А предсказания Серафима о "канавке" и "антихристе"
стали относиться к революции, к Ленину - хотя против революции канавка оказалась
вполне бессильна.
Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ.
Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини
Александры, урожд. А.С.Мельгуновой. 2 изд. Спб., 1903. Рошко В. Преподобный Серафим:
Саров и Дивеево. М., 1994. Трубачев А., Стрижев А.Н. Угодник Божий Серафим. М.,
1993. Басин И. Эсхатология преподобного Серафима Саровского. В кн.: Христианос.
Вып. V. Рига: Международный Благотворительный фонд имени Александра Меня, 1996.
С. 89-104. Память 2/15 января, пересения мощей в 1903 г. 19 июля/1 августа.
|