Варлаам Чикойский (1774, с. Мареево Лукьяновского у. Нижегородской губ. - 23
января 1846). Василий Федотович Надежин, крепостной Воронцовых, рассказывал о
себе, что был женат, но детей не имел и потому воспитывал с женой сирот, но оставил
семью и стал странником. В 1811 году он пришёл в Киево-Печерский монастырь в надежде
тут пожить, но был арестован как беспаспортный, признан бродягой - тогда это был
официальный термин, обозначавший серьёзное преступление - и приговорён к ссылке
в Сибирь. С этапом он дошёл до Забайкалья, где шесть лет работал сторожем при
разных церквях, подружился с местным священником и, наконец, поселился в лесной
чаще, в нескольких километрах от деревни Галдановка. Еду ему приносили двое знакомых
крестьян, а он молился и переписывал церковные молитвы - потом посылал их друзьям.
Он приходил в Галдановку только в церковь, ночевал тут в доме дьякона. Уже через
несколько лет к нему стали приходить люди, хотевшие разделить с ним уединение
и молитву. Надежин, поколебавшись, разрешил им селиться рядом. Собралось девять
человек - в основном пожилые и неграмотные крестьяне.
В 1826 г. купцы из Кяхты - крупнейшего торгового города, через который велась
вся торговля с Китаем - пожертвовали на строительство тут часовни и келий. Однако,
полиция завела на Надежина дело, считая его убежавшим от надзора. Ему помог иркутский
епископ Михаил: постриг в монахи, выпросил в столице разрешения основать миссию,
где Надежин должен был стать одним из руководителей. Отшельник ещё и до этого,
видимо, действовал не на свой страх и риск, а был знаком с другими религиозными
ревнителями, в том числе, с преп. Серафимом Саровским, с игуменьей Касимовского
монастыря Елпидифорой, которая назвала его "сыном своего благословения"
(то есть, считала учеником).
В 1830 г. Надежин был пострижен в монахи с именем Варлаам, рукоположен во священника.
Епископ надеялся, что скит станет центром миссии для бурят, но вышло иначе: о.
Варлаам стал пользоваться доверием у старообрядцев, которые составляли и составляют
основное население края. Правда, от религиозного принуждения бежать было некуда;
впрочем, государство давило на всех. Отца Варлаама в 1832 году полиция даже допрашивала,
"по какому праву обращает в православие раскольников". Бумага
от епископа не помогла, местное духовенство усмотрело в деятельности Надежина
конкуренцию и уменьшение своего дохода, так что его лишили права самостоятельно
крестить и совершать требы для крестьян.
18 февраля 1834 году в скиту произошёл скандал. Из Кяхты прибыл игумен Израиль.
Как и Варлаам, он был сослан в Сибирь, но не за бродяжничество, а за идеи. Идеи
эти обнаружились из совершенно особого способа служения литургии. Израиль, очевидно,
хотел уйти от казёнщины и формализма, показать евангельскую первооснову богослужения,
равенство всех верующих в Церкви. "В церковь принесены были 12 стульев;
за теми, которые несли стулья, шел Израиль с крестом на голове, по обе стороны
его несены были подсвечники, одна девица несла сосуд вина, другая дискос с хлебом,
покрытым лучшими покровами, третья девица несла Евангелие; из женщин две – Евангелие,
третья – дарохранительницу". - "Ужасное зрелище!" -
восклицал шокированный историк XIX века, предполагая, что Израиль был знаком "с
мистиками масонских лож" и подчёркивая, что тот даже возил с собой книгу
Фомы Кемпийского "О подражании Христу". Участники литургии сидели на
скамьях, игумен мыл им ноги, после чтения Евангелия прочёл молитву не из служебника,
а какую сам сочинил.
Надежин сразу же обратился в полицию, игумена арестовали и сослали - на этот
раз на Соловки, где он провёл "на покаянии" 28 лет. Зато Надежину Синод
разрешил оставаться в скиту и служить как священнику - а ведь полиция полагала,
что епископ не имел права постригать, тем более рукополагать ссыльного. В оставшиеся
двенадцать лет он сумел отстроить в скиту церковь, двухэтажный дом, прославился
обращением в единоверие нескольких сотен старообрядцев.
Пустынник Варлаам. Основатель
Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии в Чикойских горах за
Байкалом(эпизод из истории русского православного миссионерства в Сибири). Рязань,
1901. 4-е издание.
|