Феофан Вьетнамский (1831 - 2.2.1861).
Теофан (Феофан) Венар с детства слышал рассказы о миссионерах, несущих свет Евангелия
диким народам, расплачивающимся за это жизнью, подобно раннехристианским мученикам.
Мальчик мечтал о такой судьбе и её получил. В девятнадцать лет он стал субдиаконом,
поступил в парижский колледж Зарубежных Миссий. Семья была в отчаянии, потому
что все полагали, что юноша идет на верную гибель. Самое поразительное, что так
оно и было, и Венар, как мог, утешал родных. С точки зрения французских атеистов
этого времени (да и позднейшего), налицо было саморазрушительное поведение, самоубийство,
подобное поведению и гибели Иисуса. Правда, атеисты тоже умеют вести саморазрушительно
и, более того, разрушительно для окружающих, так что спор оказывается нулевым.
Венар был рукоположен во священника, в сентябре 1852 отплыл в Гоконг, тут год
с небольшим изучал язык и в 1854 г. отправился во Вьетнам. Здесь он почти сразу
заболел, тем более что и во Франции он считался человеком слабого здоровья. На
западе Вьетнама, куда он попал, уже было много христиан-вьетнамцев, и шла ожесточенная
охота местных властей на миссионеров. Венар описывал, как он с двумя миссионерами
(один из которых был епископ, добавлял он) лежит день и ночь в узком погребе,
где нельзя даже встать на колени, и они дышат через крошечное отверстие в глиняной
стене. Он писал родным и о мучительной казни “ланг-три”, которой подвергали схваченных
миссионеров: человеку отрубали последовательно пальцы и конечности, причем не
сразу, а кусочками, пока не оставался полуживой обрубок. 30 ноября 1860 года он
сам был арестован и два месяца содержался в клетке, довольно снисходительно. Ему
разрешали писать письма. Его не пытали, просто обезглавили. Едва ушла стража,
оставив тело лежащим на земле, как вьетнамцы стали смачивать одежду и платки в
крови мученика, вытоптав всю траву. Butler, 6.11. Память с мучениками вьетнамскими
6 ноября.
|