К словарю святых
Пелагия Дивеевская (1809, Арзамас – 30 января/12 февраля 1884, Дивеевский монастырь).
Юродивая из Дивеевского женского монастыря, которой приписывали знакомство с преп.
Серафимом Саровским. Известно о ней в основном из легенд: почитание Пелагеи –
типичный образец народного культа, который получил одобрение церковной иерархии
лишь тогда, когда культурный уровень иерархии понизился до простонародного. Легенда
гласит, что Пелагея была выдана замуж насильно, побывала в 1928 г. у преп. Серафима
Саровского и получила от него благословение на юродство. Вернувшись в Арзамас,
она стала, действительно, юродствовать: днем бегала по городу и «безумствовала»,
ночью молилась на паперти. Муж бил ее, наконец в 1837 г. мать отдала Пелагею в
Дивеевский монастырь, основанный Серафимом. Позднее легенда стала утверждать,
что Пелагея пришла в Дивеево по благословению преп. Серафима, вполне добровольно.
Первоначально ее представляли в виде обычной юродивой, которая постоянно ходила
босиком, не мылась, не стригла ногтей; спала на полу на войлочной подстилке; денег
никогда ни от кого не брала; говорила иносказательно, но весьма мудро и имела
дар прозорливости». В советское время легенда делает из нее настоящую, но тайную
начальницу монастыря, без благословения которой ничего не делалось, и именно по
воле Серафима. Официальной церковной иерархии противопоставляя та, которая ближе
народным представлениям о святости: иерархия юродивых Пелагеи, ее «преемниц» Параскевы
и Марии. Она ставится преданием выше архиереев. Когда еп. Нектарий Нижегородский
приезжает в обитель, чтобы снять настоятельницу, происходит следующий эпизод:
«Вынув из кармана просфору, он подал ей. "Она молча отвернулась, - рассказывает
Анна Герасимовна, ухаживавшая за ней. - Ему бы и уйти: видит - неладно, прямое
дело. Кто им, блаженным, закон писал? На то они и блаженные. А он, знаешь, с другой
стороны зашел и опять подает. Как она встанет, выпрямится, да так грозно. И ударила
по щеке со словами: "Куда ты лезешь!" Видно, правильно обличила, потому
что владыка не только не прогневался, а смиренно подставил другую щеку и сказал:
"Что же? По-евангельски бей и по другой". "Будет с тебя и одной!"
- ответила юродивая.». Наконец, Пелагея заменяет Христа. Легенда особенно подчеркивает,
что преп. Серафим якобы ей сказал: «Иди, матушка, иди немедля в мою-то обитель,
побереги моих сирот-то. Многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру» («Светом
миру» - назвал себя Господь в Ио. 8, 12). Даже в постановлении о канонизации епископ
утверждал (совершенно безосновательно), что в Дивеевской обители «ничего не делалось
без ее благословения … ей часто являлся преп. Серафим, наставляя ее в духовной
жизни». Кан. местно еп. Георгием (Даниловым) Нижегородским 2004. Память 12 февраля
и соборная 8/21 июля в день канонизации.
|