Яков Кротов
ИСТОРИЯ ОДНОГО ДНЯ
20 сентября 1890 года (по старому стилю), 2 октября -- по новому.
Четверг -- по любому стилю.
К основному тексту
Толстой
Л. Полное собрание сочинений. Серия 2. Т. 51. М., 1952.
20 сентября ничего не записал, только "Если буду
жив" - а на следующий день о 20-м записал на с. 90: "Жив...
Ругин. Решил с ним идти в Тулу к Алексею Митрофановичу узать о высеченном
человек. Дошел хорошо, но устал. Давыдова нет. Мать Алексея Митрофановича,
хорошее впечатление. Правда, что секут. Вернулся по поезду. - Думал:
Как определенно ровно настолько уменьшается потребность мирского
рассеяния, забот, похотей, насколько наполняет душу духовная жизнь.
Это вижу на Маше. От Левы письмо, что он будет жить у Нагорновых.
Я очень рад - а то не мог бы скрыть своего недовольства".
В за. книжке (с. 149) то же короче: "Насколько
духовная жизнь развита, настолько ослабевает животная".
И 28 сентбря: "Главное несчастье церковников
это их наивная уверенность в том, что они христиане, и что вся история
только затем и шла, чтобы образовать их безбожную дьявольскую секту".
В октябре Ге лепит бюст Толстого, с. 168.
На следующий день приехал Г.Е.Львов, (1861-1925),
впоследствии министр врем. прав-ва.
Нагорнов - дворюродная сестра Л.Л.Толстого, он временно
поселился у нее.
Ругин - Иван Дмитриевич, р. 1866, кончил Морское техн.
училище в Кронштадте, подпоручик флота, выпуск 1886 г., жил у П.И.Бирюкова
в Костромк. губ, под влиянием идей Толстого.
Бирюков - биограф Толстого, 1860-1931.
Маша - Мария Львовна Толстая, Оболенская.
Давыдов Николай Васильевич 1848-1920, прокурор Тульского
окружного суда - т. 63, с. 141.
Т. 65. М., 1953. Письмо 20 сентября 1890 г. Евг. Ив.
Попову. в дополнение к письму ему же от 16.9. о половом вопросе
(с. 163 - "Ошибка в том, чтобы задавать себе задачу целомудрия
... а не стремиться к целомудрию").
С. 166. "Ослабляет нас в нашей борьбе с искушениями
то, что мы задаемся вперед мыслью о победе".
С. 167. "Решив, что задача в том, чтобы соблюсти
внешнее целомудрие, или уходят из мира, бегут женщин, как Афонские
монахи, или скопятся и пренебрегают тем, что важнее всего, внутренней
борьбой с помыслами, в миру среди соблазнов. Это все равно как воин,
который сказал бы себе, что он пойдет на войну, но только с тем
условием, чтбы наверно победить. Такому воину придется уходить от
врагов настящих, воевать с воображаемыми врагами. ...
Кроме того ... падение сразу ... заставляет усумниться
в возможности, даже законности борьбы. Так, стало быть, нельзя быть
целомудренным, и я поставил себе ложную задачую. И кончено, и человек
отдается весь похоти.
... Задачей может быть одно: достижение наибольшего
по моему характеру ... целомудрия - не перед людьми, а перед собой
и Богом.
[Главное:]
Все дела, которые совершает человек, можно разделить
на три разряда...: одни такие, которые мы делаем, не спрашивая себя
о них, хороши ли они, дурны, делаем их, не замечая их; другие такие
дела, которые мы, как говорит апостол Павел, считаем дурными, но
все-таки делаем ... И третьи такие дела, которые мы желаем делать
//с. 168// и всегда делаем или не желаем делать и никогда не делаем.
Первый разряд дел это те, которые еще не подпали под суд нашей совести,
но из которых, по мере движения нашей жизни, все больше и больше
дел подпадает под суд и переходят во второй разряд. Третий разряд
дел это те, которые уже прошли суд нашей совести ... стали достоянием
нашей нравственной природы, это ... наше единственное и неотъемлемое
богатство, приобретаемое жизнью (это то, что я прежде мог подраться,
напиться, блудить и т.п., теперь не то что не хочу, но уже не могу).
Так что первый разряд это материал для переработки жизнью; третий
разряд это изготовленное, совершенное жизнью, лежащее в кладовой;
второй разряд это то, что теперь на верстаке, что работается.
И как удивительно счастливо, радостно положение людей:
хочешь, не хочешь в жизни перерабатывается тот третий разряд ...
Если же в этом деле положить весь смысл, всю цель жизни, то постоянная
радость постоянного успехаю
Так вот понимать это и сознавать, какие дела принадлежат
к какому разряду, и все внимание напрягать на второй разряд -- это
поможет борьбе".
|