Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

Богочеловеческая комедия

XIX век: Теофил Хансен

См.: Вена.

Зримым, материальным, осязаемым символом XIX века может служить архитектор Теофил Хансен — датчанин, переехавший в Вену. Родился в 1813, умер в 1891. Символично стилевое и культурное, даже религиозное разнообразие его построек в Вене.

Здание австрийского парламента, которое выдержано в столь античном духе, что его можно принять за древнегреческий храм. Святилище демократи и свободы, которое показывают всем туристам.

В число обязательных для осмотра достопримечательностей Вены входит и православная церковь на Греческой улице (напротив Толеранцхауса). Чистая византийщина. Полная иллюзия, что здание древнее-предревнее.

Ещё два дома не показывают туристам, хотя все туристы их видят.

Протестантская гимназия — на площади у Карлскирхе, так что римо-католическая фреска с изображением отправляющегося в ад Лютера отделена от рассадника лютеранства ста пятьюдесятью годами во времени и столькими же шагами в пространстве. Вот оно, торжество уже не толерантности, которая сверху вниз, а просто свободы. Стиль — лютеранский, вполне соответствующий характеристике Тютчева: «строгий, важный и простой».

Четвёртый дом — дворец Эффруси, построенный для Виктора Эффруси, когда тот переехал в Вену из — конечно, из Одессы, где торговал зерном. Огромное пятиэтажное здание, роскошный неоклассицизм. На знаменитом Ринге — Садовом кольце Вены — напротив Вотивкирхе и сквера имени Фрейда. По другую сторону Вотивкирхе (слева от алтаря) — дворец самого Ханзена, ставший гостиницей. Эффруси — миллионеры не меньше Ротшильдов. Знаменита вилла Эффруси-Ротшильд на Ривьере, где выставлена для публика огромная коллекция всяких красивостей. Был бы таким музеем и дворец венских Эффруси, да вот мелочь: Эффруси были одесситы. В 1938 году 78-летнего владельца дворца и его сына Рудольфа арестовало гестапо. Им пригрозили концлагерем Дахау и выпустили из Австрии только после подписания документов о передаче всей собственности нацистам. Во дворце разместилась штаб-квартира австрийских гитлеровцев.

Четыре здания — абсолютно разные. Греческое язычество, иудаизм, лютеранство, православие. Хансен не построил ни одной католической церкви — очевидно, какие-то принципы у него были, и это тоже характерно для XIX века. А что строил по-разному — это очень важный принцип, даже идеал, стремление собрать всё лучшее, созданное человечеством и — превзойти. Таков XIX век.

 

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова