Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Алексий Миннеаполисский, Уилкис-Баррский (18.3.1854- 7.5.1909). Сын словацкого греко-католического священника Георгия Тота и его жены Цецелии (Словакия тогда была частью Австрийской империи). Дядя мальчика был епископом. Георгий Тот был директором греко-католической семинарии, Алексей получил очень хорошее образование, окончил Пражский университет, знал русский, латынь, немецкий, венгерский, да и родной язык. Семья носила фамилию "Тот", - венгры именно так называли карпато-россов. Алексей женился на поповне Розалии Михалич, 18 апреля 1878 г. был рукоположен во священники. Вскоре его жена и единственный ребёнок умерли. Он стал секретарём епархии при дяде, директором приюта, преподавал в семинарии. В октябре 1889 г. Тота послали в Америку. Карпато-россы в массовом порядке эмигрировали туда, селились в промышленных центрах. Они и оплатили приезд священника. Впрочем, ностальгия по родине не была безгранична: в Миннеаполисе Тот обнаружил церковь, но утвари в ней не было, иконостаса не было, прихожане сидели дома. Он взялся обходить соотечественников, и в скором времени приход ожил. 19 декабря 1889 г. о. Алексей пошёл к местному католическому епископу Джона Айерланду (фамилия в точности воспроизводит английского название Ирландии), который был сторонником "американизации" - создания единой для всех католиков американской католической традиции. Странный "восточный обряд" в эту концепцию не вписывался. "Латинские" католики и в более поздние времена не утратили физиологического отвращения к самой идее женатого духовенства, хотя научились это отвращение прятать. Айерланд запретил Тоту служить. В октябре 1890 г. женатым греко-католическим священникам объявили, что они будут отозваны в Европу. Священники запротестовали - тогда Рим приказал выслать в Европу даже и неженатых. Тогда в октябре 1890 г. в пенсильванском городе Уилькес-Барр греко-католики собрались на совещание (восемь священников и миряне) и решили обратиться к русскому православному епископу в Сан-Франциско. 25.3.1891 еп. Владимир в Миннеаполисе принял в свою юрисдикцию о. Алексия и 361 одного его прихожанина; они были приписаны к Аляскинской епархии. Начался массовый переход униатов в православие безо всякого принуждения, тогда как в России, на противоположном от Аляски конце империи, попытки насильственно добиться такого же эффекта оборачивались полным провалом и нарастанием враждебности двух конфессий. О. Алексий зарабатывал себе на жизнь сам, по-американски, он работал в бакалейной лавке. Спустя год к Российской Церкви присоединился огромный приход в Уилкис-Барре, а всего при жизни Тота 17 приходов стало частью Российской Церкви, два десятка были созданы с нуля. Тот активно разъезжал по стране, пропагандируя переход в православие, создавая разнообразные фонды и общественные организации, столь характерные для США, но запрещённые в тогдашней России. Москва оказалась сноровистее Рима и решилась создать "экспортный" вариант своей Церкви, пожертвовав "единообразием". С 1897 года Тот работал рука об руку со св. Тихоном, тогда митрополитом российских приходов в США. Он оценил таланты Тота и выхлопотал ему и жалованье, и орден св. Анны, и митру. В 1907 г. ему предложили стать епископом, но Тот отказался, чувствуя близость смерти. Его останки покоятся в монастыре св. Тихона в Саус Кэнаан, Пенсильвания. Канон. Православной церковью США, 1994. Память 7 мая н.с.Toth, Alexis, Archpriest Alexis Toth: Letters, Articles, Papers and Sermons, vol. 1, Ed. & tr. George Soldatow. Chilliwack, British Columbia, Synaxis Press, 1978. Канон. Американской Автокефальной Православной Церковью, 1994. Мощи в Тихоновском монастыре в Саут-Канаане, Пенсильвания. Память 7 мая.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова