Александр Миропольский (1847-1918). Треть века этот священник прожил
в Татарии в качестве официального "епархиального противомусульманского
миссионера-проповедника". Только после этого, уйдя на пенсию
уже после первой русской революции, он поступил учиться в Казанскую духовную
академию. Он, правда, не сумел сдать экзамену - переоценил свои силы.,
он издал книжку, в которой разгромил и все нехристианские религии. Само
разнообразие религий Миропольский объяснял не тем, что божественное Откровение
по-разному воспринимается и постепенно проникает в души людей, а тем, что
"человек стал сам себе изобретать и составлять правила жизни, или
веру, соответствующую понятиям своим и самолюбивым требованиям своей жизни"
(7). Язычество - "проявление сатанинского самолюбия" (8). Досталось
интеллигенции, которая "всякое верование и всякую жизнь признает
за божественную и спасительную"; "под именем самого счастья
и благополучия жизни интеллигенты разумевают лишь наслаждения благами мира
сего, ... не придавая почти никакого значения любви, разве только в смысле
скотского, полового влечения" (9). Но особенно много в книге "противомусульманского":
"Нравственного долга и душевного влечения к добру вы нигде не заметите
в учении Мухаммеда. У мусульманина нет никакого побуждения к делам любви
... в нем проявляется лишь вражда ко всему немусульманскому, а также стремление
к разрушению и уничтожению" (176). Так проповедник любви заканчивает
призывом: "Особенно серьёзное внимание правительства ... должно
быть обращено на вредоносную религию - мусульманство" (223). В
последние годы жизни Миропольский служил в Успенской церкви Каслинского
завода Екатеринбургского уезда. Здесь его арестовали после революции за
распространение антимусульманских памфлетов на татарском языке (он сам
и переводил). Однако, за него заступились сами татары. Но летом 1918-го
года в отступавшие красноармейцы расстреляли несколько десятков жителей
Каслинского завода, в том числе и о. Александра (и оо. Петра Беляева и
Петра Смородинцева). На теле были следы пыток. Их арестовали, пытали и
расстреляли в ночь на 23 июля. Убившие Миропольского книжек его, конечно,
не читали, спорить с ним не собирались, мусульманство ненавидели точно
так же, как православие, да и интеллигентами они тоже вряд ли были. Ист.:
http://orthodox.etel.ru/2002/30/i_novo.htm. Миропольский А. Любовь - сущность
христианства: Православие и другие религии. Казань, 1910. 2-е изд.: М.:
Изд-во им. святителя Игнатия Ставропольского, 2003. Канон. 17.7.2002
Синодом МП. Память 10/23 июня и соборная с русскими новомучениками.
|