Маргарита Гунаронуло (ум. 9 августа 1918 г.). Мария Михайловна Гунаронуло погибла
во время революции. Известие о ней сохранилось только в воспоминаниях
князя Жевахова. Жевахов познакомился с Гунаронуло, когда был чиновником на
Украине. Она жила в Киеве, жила в приходе Георгиевской церкви, настоятель храма
Александр Корсаковский был ее духовником и поддерживал ее желание стать монахиней.
Когда же постриг совершился, Маргариту послали в довольно необычное место: монастырь
в подмосковном Домодедово, где в собственном имении основала монастырь графиня
Мария Орлова-Давыдова, ставшая игуменьей Магдалиной. Здесь Жевахов навести свою
знакомую и пришел в ужас от того, что к той относились как к «рядовой» монахине.
Может быть, сыграло роль самолюбие Жевахова – игуменья не пригласила его присоединиться
к ней в питии чаю с ватрушками, прислала за ним на станцию не свой экипаж, а грязноватый
для князя рыдван. Вскоре после этого Жевахов стал обер-прокурором Синода и сразу
же стал предлагать Гунаронуло на должность игуменьи. Архиереи, однако, воспротивились,
и прежде всего митр. Киевский Владимир. Лишь после нескольких попыток Жевахов
добился назначения ее настоятельницей Ильинского монастыря в Мензелинске Уфимской
губернии (теперь Йошкар-Олинская епархия). В апреле 1917 года Ухтомский получил
от Гунаронуло письмо, из которого сделал вывод, что «революционная волна докатилась
уже и до ее монастыря». Были это нелады между насельницами или давление извне,
непонятно. Обитель была основана в 1860 году двумя состоятельными купчихами, которые
стали и первыми местными настоятельницами. Тут было около трехсот монахинь, сиротский
приют, огромное хозяйство. Отношения с игуменьей, присланной по прихоти обер-прокурора
из далекого Киева, умевшей, судя по отзывам Жевахова, писать очень возвышенные
письма, но не имевшей, очевидно, опыта управления таким огромным сообществом,
могли оказаться конфликтными. Жевахов, основываясь на чьих-то сведениях, писал,
что в августе 1917 года большевики ворвались в монастырь, потребовали открыть
храм, чтобы его осквернить, а когда игуменья отказалась их пустить, пообещали
прийти на следующий день и ее убить. Так они и поступили. Рассказ этот вызывает
недоумение прежде всего тем, что в августе 1917 года большевики, тем более в такой
отдаленной местности, вовсе не были столь наглы и всесильны. Почему большевики
не могли силой отобрать ключи, просто взломать двери собора? Зачем было ждать
ночь? Что имелось в виду под "осквернением"? Выполнили ли они это свое
намерение и в каком виде? Жевахов - не самый надежный мемуарист. Монастырь закрыли
лишь в 1921 году. Жевахов очень определенно называет дату гибели матери Маргариты,
но канонизировавший ее в 2000 г. собор почему-то поставил датой ее гибели 1918
год. Это, безусловно, намного логичнее, но прямо противоречит единственному известному
источнику. Память с собором новомучеников (первое воскресенье после 25 января
н.с.). Однако, в материалах иг. Дамаскина Орловского (http://www.fond.ru/calendar/08.htm#22.08)
ее память указана 9/22 августа (и время кончины – 1918 год), без объяснения того,
откуда взялась эта дата.
|