Евфимий Горячев (р. 1884 в с. Никольское-Бурнуки Пензенской губ. - 1937 под
Карагандой). Сын крестьянина Никиты Горячева, Ефим осиротел в четыре года; его
взял на воспитание местный священник. Мальчик окончил семинарию, стал учителем.
Веселый и общительный, хороший танцор, он стал душой местного “образованного общества”.
Друзья мечтали его женить. Сватали его за дочь богатого купца: Ефим ему понравился,
дочь Ефиму понравилась, да гордость помешала, не захотел, чтобы о нём говорили,
будто он из-за денег женился. Уговорили его родственники посвататься к девушке
попроще: она ему не понравилась, слишком была избалованная. “Беги! - сказал он
сам себе (о чем позднее вспоминал), - Лучше какой угодно скандал, но не связывай
себя на всю жизнь. Много будешь страдать, это только начало”. Уехал. И все-таки
через несколько месяцев, 9 февраля 1909 г. свадьба состоялся: девушку отец избил
вожжами и этим “уговорил”. Жених казался ему завидным, стоящим на дороге к процветанию.
Ефима уговорили родственники. Жена оказалась верная, родила пятерых детей, но
мужа так и не полюбила и, что причиняло ему невероятные страдания, показывала
свою ненависть к нему на людям, мстя за насилие. По меркам того времени, она делала
скандальные вещи: придя в гости, садилась за стол ни в коем случае не с мужем.
В 1912 году Ефим изменил свою жизнь и, прослушав специальные курсы, был рукоположен
во священника. Послали его с семьей в Сибирь, в село Большой Улуй под Ачинском.
Здесь он встретил революцию. По собственным воспоминаниям о. Евфимия самое страшное
выпало на его долю не тогда, когда село захватили “красные” партизаны, а когда
пришли “белые” - казачий карательный полк. Полковник, как полагалось с дореволюционных
времён, прежде всего посетил священника, уважительно с ним побеседовал, пообещал,
что наказывать невиновных не станут. Но сердце священника было неспокойно: после
ухода офицера он походил по комнате и отправился туда, где расположился штаб.
Он пришёл как раз тогда, когда начали зверски избивать местного крестьянина, бывшего
в партизанском отряде фельдшером. О. Евфимий заступился за него, объяснил, что
тот не по своей воле, а по профессии был вынужден помогать красным. Фельдшера
отпустили, но тут же в комнату ввели еще двоих арестованных. Батюшка стал объяснять,
что и они ни в чем невиноваты. Но полковник не дал ему договорить и сказал: “Батюшка,
не будем мешать друг другу. Вам, поверьте, не место здесь, лучше будет, если вы
пойдете домой”. Священника выпихнули из комнаты, дверь заперли. Из-за нее раздались
крики избиваемых людей. “Я постоял, - вспоминал о. Евфимий. - Рванул дверь, но
её, очевидно, держали. Снова постоял и поплелся тихо к себе домой”.
Ночь священник не спал; на утро опять пошел в штаб. По дороге увидел трупы изуродованных
пытками людей. Он отправился к полковнику просить позволения похоронить тела.
Тот был в ярости и намеревался устроить показательный расстрел каждого десятого
жителя, “считая баб и ребятишек”, а затем выжечь село за помощь партизанам. Такое
случалось в гражданскую войну: чтобы добиться победы, прибегали к любым средствам
устрашения. “Пустая трава из поля вон!”, сказал полковник на увещания о том, что
доказательств виновности людей нет.
“В таком случае, - ответил священник, - я надеюсь, что Вы не откажете в моей просьбе
начать выжигать село с моей квартиры, а при расстреле начать с меня, десятой расстрелять
мою жену, двадцатым - моего первого ребенка, тридцатым - второго и так далее до
последнего!”
Полковник, не отвечая безумным речам, умылся, сел пить чай. “Я же за это время
страшно разнервничался, - писал отец Евфимий. - Плакал, умолял пощадить граждан,
ползал на коленях. Полковник сначала шутил, потом начал успокаивать меня, приглашал
пить с ним чай, плюнуть на все”. Никого расстреливать и казнить он не стал.
В 1922 году Горячев отказался присоединяться к про-советской "обновленческой" Церкви. Ему сперва запретили служить церковные власти, он не послушался, и в августе 1924 года его арестовала светская власть, помогавшая обновленцам. Впрочем, он пробыл в тюрьме лишь три месяца. В 1926 г. он стал настоятелем собора в Ачинске, а уже в 1927 г. власть организовала новую про-советскую группу, и Горячев отправился в Москву, выяснять, в чём дело - и вновь не пошёл на компромисс. В 1929 году он был арестован
В 1929 году церковь в селе была закрыта, 30 ноября о. Евфимия арестовали и на три года отправили на каторгу в Сибирь. Его обвинили в
том, что он “не только не любит власти, ее мероприятий”, но и выдавал партизан
карательному отряду. Его отправили в концлагерь на три года. Когда он вернулся,
жена написала старшей дочери: “Ещё один нахлебник приехал”. Страшная ошибка юности
все ещё аукалась. “Матушка” доказывала отцу Ефиму, что он совершенно ненужное
и опасное для судьбы детей существо, обреченное на гибель; из-за отца священника
и детям будут одни неприятности. Ему удалось устроиться священником в село Бея,
но и здесь церковь вскоре закрыли, отца Евфимия опять посадили, на этот раз всего
на полгода. После освобождения, он стал служить у себя дома: в большой комнате
собиралось человек двадцать. В конце одной из проповедей он сказал, обращаясь
не столько к присутсвовавшим верным людям, сколько к миллионам тех, кто, вроде
бы и не отрекаясь от Бога, оставил Церковь на растерзание властям:
“Братья и сестры, нам приходится служить воровски, как изгнанникам, и в этом виноваты
вы сами ... Вы все боитесь. Вы пугаетесь, если кто вам покажет мизинец, а если
уж топнет ногой, то вы от страха в землю готовы зарыться, а нужно все невзгоды
переносить с терпением, как наши апостолы, как терпели старообрядцы при царском
правительстве, они готовы были тайно в соломе перевозить священников, чтобы только
служить. Вот и нам, возможно, придется служить и в тайге, и в подполье, все терпеть,
все переносить”.
Горячев, поскольку он служил нелегально, стал одним из "катакомбных" священников; таких власть преследовала особенно рьяно. 11 апреля 1936 г., в пасхальную ночь, его арестовали за «незаконную регистрацию гражданского состояния» - то есть, за венчание. А ведь, призывая к верности Церкви, священник не призывал к бунту. Наоборот, он напоминал,
что все несчастья, вся революция начиналась с бунта и жалоб на жизнь. “У нас в
том положении, в котором мы оказались, не остается выхода, как терпеть советскую
власть и все приносимые ею неустройства. Если уж нас объявили бревнами, предназначенными
для строительства государственного здания, то у нас уже нет выхода, как терпеть,
пока все не построится”.
Его арестовали во время пасхальной заутрени, в два часа
ночи. Приговорили к трем годам лагерей. В последнем письме из лагеря он писал,
что тяжело болеет, раздавали его очки и он практически ослеп, украли обувь и белье.
При этом против него возбудили новое дело и вскоре расстреляли по делу одного из лидеров "катакомб" еп. Дамаскина Цедрика. Канон.
14.8.2000. Ист.: Дамаскин,
2, 281-303. Расстрелян 2/15 сентября. Канон. МП, 2000. Канон. Апостольской Православной Церковью в 2006: память в соборе катакомбных святых 27 сентября/10 октября и 2/15 сентября.
*
Протоиерей Евфимий Никитович Горячев родился 19 января 1884 года в с. Никольское-Барнуки Пензенской губернии в бедной крестьянской семье, рано остался сиротой. Воспитывался в семье дяди, затем его взял к себе местный священник.
Учился в сельской школе, затем в двуклассной школе, преобразованной в учительскую семинарию. С 1900 по 1911 год преподавал в школе с. Архангельское, затем в Воскресенско-Лопуховской школе Пензенской губернии.
В 1911 году поступил на пастырские курсы в Москве.
В марте 1912 года был рукоположен во иерея.
С 1912 по 1917 год служил в церкви с. Ново-Новоселово в Сибири.
С 11 марта 1917 года служил в церкви с. Большой Улуй на р. Чулым около г. Ачинска Енисейской губернии.
5 ноября 1917 года был избран благочинным округа.
21 ноября 1922 года отстранен от должности благочинного обновленческим уездным Церковным Управлением за сопротивление «живоцерковникам».
20 июля 1923 года уволен за штат обновленческим епархиальным советом.
25 января 1924 года лишен сана обновленческим епархиальным советом, но, несмотря на это, продолжал служить.
В августе 1924 года арестован. Содержался в Ачинской тюрьме (один месяц); затем в Красноярской тюрьме при ГПУ (два месяца).
С декабря 1924 года проживал в с. Большой Улуй;
до Великого Четверга 1925 года не служил, поскольку храм был захвачен обновленцами.
21 января 1926 года вновь избран благочинным.
23 июня 1926 года утвержден в этой должности епископом Амфилохием (Скворцовым).
С 26 июня 1926 года назначен настоятелем Троицкого собора в г. Ачинске.
В ноябре 1927 года командирован приходским советом в центральные органы церковного управления для выяснения каноничности григорианского ВВЦС; по возвращении предотвратил отпадение прихода в григорианство.
30 ноября 1929 года арестован за то, что «не являлся сторонником советской власти»; перед арестом власти отобрали у семьи дом.
23 февраля 1930 года осужден ОСО при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-10. Приговорен к 3 годам ИТЛ.
В 1930-1932 годах находился в заключении в одном из ИТЛ или ЛО Сиблага.
С 16 января 1933 года по апрель 1933 года служил в церкви с. Скрипачниковское (до ее закрытия
С мая 1933 года по 2 августа 1935 года служил в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Бея (до ее закрытия), был благочинным округа; при закрытии хра-ма арестован за нарушение паспортного режима. Приговорен к заключению в ИТЛ на 6 месяцев, приговор заменен штрафом.
В 1935-1936 годах проживал в с. Бея, служил по ночам на дому.
В 1936 году арестован 11 апреля в Пасхальную ночь за «незаконную регистрацию гражданского состояния». Препровожден в Бийский ДПЗ, затем 30 мая в тюрьму г. Минусинска.
В августе 1936 года осужден ОСО при Коллегии НКВД СССР. Приговорен к 3 годам ИТЛ. Место заключения:
Казахстан (Карлаг). По пути из Петропавловской тюрьмы в г. Караганду был снят с этапа и отправлен перегонять стадо овец к озеру Балхаш.
В Карлаг поступил 6 сентября 1936 года. Находился на Бурминском отделении Карлага, работал сторожем тех. склада.
В Карлаге арестован 1 сентября 1937 года.
|