Петр Полянский (с. Сторожевое Воронежской губ, 1862 - Екатеринбург, 1937 г.). Сын священника, избравший, однако, карьеру не духовную: Петр окончил Московскую Духовную Академию, однако стал администратором, дослужился до солидного поста инспектора по учебным заведениям при Святейшем Синоде. В 1917 г. ему было 55 лет, жизнь, казалось, была прожита и определена. Революция упразднила и пост, и учебные заведения; оставалось дожить. Однако в 1920 г. святой Патриарх Тихон, хорошо знавший Петра Федоровича Полянского, предложил ему стать его помощником по управлению Церковью. Тот согласился, был пострижен в монашество (без перемены имени), рукоположен в сан, стал патриаршим викарием, а после смерти св. Тихона возглавил Русскую Церковь. Простой народ сразу полюбил высокого, с величественной осанкой и проницательными голубыми глазами владыку, мягкого в повседневной жизни, однако не идущего ни на какие сделки за счет благополучия Церкви. В декабре 1925 года митрополит Петр был арестован и более на свободу не выходил. Палачи-чекисты спервы вымогали у святителя согласия подчинить Церковь светской власти - он был непреклонен и не одобрил назначенного им же самим заместителя, митрополита Сергия, когда тот такое согласие дал. Тогда его заключили в одиночную камеру Екатеринбургской тюрьмы - он провел здесь 7 лет, до смерти, и стали вымогать измену уже не Церкви, а самому себе, согласия стать осведомителем. Зло прекрасно знает, что в Христу причиняется одинаковая боль, когда пытаются уничтожить всю Церковь или когда совращают одного члена Церкви. Святой, однако, заявил: “Мы по слабости нашей более или менее отступаем от того идеала, той истины, которая заповедана христианам. Но важно то, чтобы не быть озабоченным только этим земным и ради этого не убивать яростно истину и не сходить с ее пути. Тогда лучше вовсе отречься от Бога”. Христианский принцип же, указал он, принципиально противоположен тому лукавству, которое заключено в доносительстве, в сделках со злом, в принципе революционном: "Основой первого принципа служит любовь к ближнему, всепрощение, братство, смирение; а основой второго принципа является: цель оправдывает средства ... Становясь на точку зрения этого второго принципа, ... отрекаешься не только от истинного символа христианской веры и уничтожаешь ее основы - идеи любви и другие, но и принципы исповедания веры". Тогда власти сообщили заместителю святого Петра, митрополиту Сергию о смерти владыки; тот, смирившийся с принципом "цель оправдывает средства", решил поверить сообщению властей и в начале 1937 года занял место своего начальника. Тем самым он подписал смертный приговор святителю: чтобы не обман не раскрылся хотя бы случайно, митрополита Петра действительно расстреляли. Можно спорить о том, насколько компромисс с гонителями на Церковь нравственно оправдан, но бесспорно то, что бескомпромиссная позиция митр. Петра укрепляла Церковь и была свидетельством о Христе. Дамаскин, 2, 341-370. Расстрелян 27 сентября/10 октября. Канонизирован МП 22.2.1997. 13 мая 2006 года указом митрополита Апостольской Православной Церкви России Виталия в день памяти митр. Петра определена совершать празднование Собору святых мучеников и исповедников, подвизавшихся в катакомбах России. Память 27 сентября/10 октября. |