Евфимий Тихонравов (17.4.1881, Шуя – 4.2.1938, Иваново). Ко времени революции Тихонравов был пономарем в Преображенской
церкви в Доронине под Шуей, был женат на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика, у них было трое
детей. На жизнь и до, и после революции зарабатывал, конечно, землепашеством. В 1933 г. он решился стать священником:
из-за постоянных угроз и давления властей, храм остался без духовенства. Он подал епископу прошение и был рукоположен.
До революции такое вряд ли было бы возможно, но в нужде прежние представления о том, каким должен быть хороший
священник, изменились. На первое место вышли не образование, а вера и верность. Власть давили священников, обкладывая
непомерными налогами, да и большинство односельчан требовали закрытия церкви, над священником открыто издевались
и ругали его. В 1935 г. умерла жена о. Ефима, в этом же году за неуплату налога конфисковали его имущество и
закрыли храм. Тихонравов перебрался в Ивааново, снял комнату в рабочем поселке, устроился работать сторожем
и иногда совершал требы по просьбам верующих. 1 января 1938 г. его арестовали. Соседи по комнате, хозяйка особенно
напирали на то, что о. Ефим критиковал власти за выборы: «Что это за выборы, когда назначают своих кандидатов?
Это все те же выборы, что были раньше; кто им не очень люб, того они убирают куда следует, посылают строить
каналы, а потом этими каналами и хвастаются. А что, сами они эти каналы выстроили? Ведь это сделано руками заключенных.
Это работа не лучше египетской каторги». Тихонравов заявил, что на него клевещут, работавший с его делом
историк, готовя материалы для канонизации, назвал показания лжесвидетельством, но тогда это означает, что о.
Ефим не произносил таких замечательных слов и скорее пострадал невинно, чем стал мучеником за правду. Кажется,
что вряд ли лжесвидетели смогли бы выдумать выражение «египетская каторга», напоминающее о традиционном обороте
русской речи: «работа египетская». Спустя полвека стало общим местом сравнение российского социализма с древнеегипетским
укладом. Тихонравов оказался тем более прав, что и освободиться от социалистического самообмана оказалось так
же трудно, как евреям уйти из Египта без помощи Божией. Ист.: Дамаскин,
5. 31-34, с фотографией. Расстрелян 2/15 сентября.
|