Никодим Костромской (Николай
Васильевич Кротков, р. 29.11.1868, г. Погрешино Середского у. Костромской губ.
– ум. 21.8.1938 в Ярославской тюрьме). Сын бедного сельского священника, сам окончил
семинарию, женился на Аполлинарии Андреевне Успенской, 25.2.1890 был рукоположен
в священники и служил в с. Тезино Кинешемского у. Жена и ребенок, однако, вскоре
умерли. Кротков поступил в Киевскую духовную академию, где 13 августа 1899 года
принял постриг с именем Никодим. В 1905 году назначен еписколпом Аккерманским,
в 1911 году - Чигиринским. Еп. Никодим был консерватором, тем более, что в Молдавии
ему приходилось столкнуться с румынским национализмом. На миссионерском съезде
он говрил: «Церковь наша от начала подвергалась нападениям врагов ее — иудеев,
язычников, разных еретиков; и она одержала победы над всеми … наше православное
миссионерство будет отбивать врагов, отторгающих от Церкви православных, а колеблющихся
будет утверждать». Кротков считался опытным миссионером, но опыт был специфический
- с опорой на самодержавие. Все иллюзии относительно возможности миссионерствовать
силою скоро рухнули вместе с монархией, так что вспоминается присловье: "Не
хвались, едучи на рать, а хвались, едучи с рати". В канун революции, в феврале
1917 года, он требовал от царя роспуска Думы, за что был сослан в Саратов и лишь
после ходатайств придворных возвращен на Украину. После гибели митр. Владимира
Богоявленского, Кротков возглавил русских православных на Украине и их борьбу
с украинцами – сторонниками светской и церковной независимости. Пришлось ему побывать
в польском плену, мог он остаться на Западе, но всё-таки вернулся на родину. В
1921 году стал еп. Таврическим и Симферопольским. В 1922 году возведён в сан архиепископа.
Его впервые арестовали по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей
в 1922 г., освободили по амнистии в 1923 г., но уже 14.1.1924 опять арестовали
и сослали в Среднюю Азию, освободили лишь в 1932, и вновь арестовали 4 декабря
1936 г. Следователя особенно интересовало, почему епископ вернулся в Россию, хотя
мог остаться заграницей, как сделали многие другие архиереи, как мечтал, видимо,
и сам следователь. Владыка объяснял, что он относился к Советской власти безразлично,
не был ее противником. Но безразличие к Советской власти было для следователя
не смягчающим, а отяжеляющим обстоятельством. До суда епископ не дожил и умер
в больнице Ярославской тюрьмы. Канон. 2000. Память 8/21 августа.
|