Николай, иерей Пугачевский, Павлодарский (1889, с. Савельевка Николаевского
уезда Самарской губернии - ум. 26.12.1938). Сын Николая Амасийского, окончил семинарию
в Самаре, здесь и женился, в 1917 году был рукоположен в сан священника, служил
в Пугачевске (до революции Николаевск) там же, где и отец, который после революции
стал епископом. Вместе с отцом о. Николай сперва перешёл к обновленцам, затем
в этом покаялся. Его жену звали Ольга Ивановна, детей — Александр, Нина и Сергей.
2 октября 1934 года он был арестован за «антисоветскую агитацию среди верующих».
Впрочем, на следствии его обвиняли только в том, что он не донёс властям о существовании
некоей "контрреволюционной группы". Он подписал признание вины, был
сослан на три года Казахстан, и тут уже его через месяц после освобождения арестовали
вновь и приговорили к десяти годам лишения свободы; вскоре он умер в лагере. Кан.
20.8.2000 МП (реабилитирован был в 1988 году). Память 13 (26) декабря.
Ист.: http://www.eparhia-saratov.ru/txts/eparhy/saints/saints/1213_nikol.html
(там ссылки на Письмо УФСБ по Саратовской области от 12.09.2001, № П-21 // Архив
Братства свв. равноап. Мефодия и Кирилла (г. Саратов).
Николай Амасийский (р. 1860 - 1945, Яссы, Румыния). Священник села Давыдково
в Самарской губернии; его сын Николай тоже стал священником в этом же уезде. В
1922 году его, уже вдового, выбрали духовенство и миряне Самары кандидатом в епископы.
Он поехал в Москву и был 9 декабря 1922 года поставлен в епископы, но так называемыми
"обновленцами", точнее, митр. Антонином Грановским, и в июне 1923 г.
был назначен править Уральской епархией. Однако, уже в конце 1923 года он с покаянием
вернулся в юрисдикцию патриарха Тихона. Вернулся и его сын; оба были оставлены
служить там же (в Пугачевске) и в том же сане. До января 1924 года он был епископом
Николаевским, затем в Кустанае, с апреля по июль был викарием Челябинской епархии
с титулом "Троицкий". Здесь его обвинили в симпатиях к обновленцам -
которые, впрочем, проявились всего лишь в согласии послать духовенство на их съезд.
В Троицк специально приехал еп. Димитрий Прозоровский, чтобы "поправить"
владыку Николая. Тот с ним публично спорил, но в конце концов уступил. В Троицке
еп. Николай впервые был арестован и осуждён "исправительные работы":
чистил выгребные ямы. В 1925 его вновь арестовали и осудили на два года ссылки.
В декабре 1927 года он был назначен епископом Пугачевским, но даже не успел приехать
в город и уже в марте 1928 г. был послан на Ставрополье, тоже викарием. 30 ноября
1931 года он был назначен временно управляющим епархией Ростова-на-Дону, в 1934
г. возведён в сан архиепископа. Во время Второй мировой войны он оказался на оккупированной
немцами территории, что сталинский режим рассматривал как измену родине. Следуя
линии коммунистической партии, митр. Сергий Страгородский 20 марта 1943 года осудил
еп. Николая "за связь с гитлеровцами" ("Патр. Сергий и его духовное
наследство", стр.89). А ведь епископ руководствовался как раз той же логикой,
что и митр. Сергий: ради функционирования Церкви допустимы любые компромиссы с
властями. Да гитлеровцы, в отличие от сталинцев, не требовали от духовенства доносить
друг на друга, и за время оккупации еп. Николаю удалось открыть 243 храма там,
где большевики закрыли почти все церкви. Владыка Николай и покинул Россию, когда
немцы отступали, он умер в Румынии. К счастью, сохранились воспоминания
одного из священников, которого он рукоположил во время войны, и в этих воспоминаниях
упоминается факт, в документах не отраженный: "Его арестовали приблизительно
в 1938 г. и, обвинив в антисоветской деятельности, приговорили к расстрелу. Его
расстреляли, но был кто-то, кто видел, что он расстрелян не до смерти, не убит.
После расстрела его зарыли, но затем люди его вытащили, спасли и выходили. У него,
после этого, было воспаление тройничного нерва, он страшно страдал от головных
болей. Я считаю, что он новомученик Российский, только что его Господь помиловал,
что он выжил" ("Я с малолетства был при Церкви…". К 60-й годовщине
священнического служения протоиерея Виктора Шиповальникова. / Мир Божий. №1(9)
2003). А ведь священник ещё не знал, что среди страданий еп. Николая была потеря
сына. Сына спустя шесть десятилетий причислили к лику святых, а отец так и остался
на подозрении: кто изменил сам, том во всех подозревает измену. |