Алексий Габрияник (1895, д. Манчицы Волковысского у. Гродненской губ. -17.5.1950). Во время революции 22-летний солдат Алексей Иванович Габрияник поступил не вполне тривиально: поселился в глухой пермской деревне под Ирбитом, учил тут крестьянских детей и заочно учился в Московской духовной академии (которая, впрочем, уже доживала последние дни). В 1920 году, когда гражданская война закончилась, он переехал в Сергиев посад и работал тут кассиром, а одновременно учился в 3-м Московском медицинском институте. Его духовником был старец Зосимовой пустыни о. Алексий Соловьёв. В 1924 г. Габрияник женился на Анне Александровной Голубцовой – дочери знаменитого историка, профессора Московской Духовной Академии. В 1925 г. еп. Варфоломей Ремов в Высокопетровском монастыре рукоположил Габрияника в священники (по материалам следственного дела 1946 г. Габрияника рукоположил в начале 1925 г. патриарх Тихон – может быть, путаница объясняется тем, что патриарх благословил на рукоположение или рукоположил во диакона). Он служил в Петропавловской церкви в Сергиеве Посаде (на погосте Подлипы). В 1927 году о. Алексий выступил против курса митр. Сергия Страгородского на подчинение Церкви большевикам, перестал поминать митрополита за богослужением. В апреле 1928 г. он был за это отстранён от службы, но уже через неделю запрещение было снято, видимо, по инициативе его духовника о. Серафима Битюгова, одного из «катакомбных» священников. Отца Алексея перевели в Москву в церковь Кира и Иоанна на Солянке. Однако, служить ему здесь довелось лишь две недели, 23 мая он был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму по обвинению «в покушении на зам.агитпропа Костомарова». Это было огромное дутое дело, по которому были привлечены десятки «классовых врагов», живших в Сергиеве Посаде. 8 июня 1928 г. он был приговорён к трём годам ссылки в Среднюю Азию, правда, не за терорризм, а за антисоветскую агитацию. Жил он в кишлаке Гузар Кашкадарьинской области в Узбекистане. В 1931-м году он освободился, но уже 12 октября был арестован вновь и «особым совещанием» приговорён ещё на три года ссылки с дополнением «минус двенадцать» - то есть, с запретом проживать в крупных городах. Поселился он с семьёй (женой и дочерью Ириной) в Павловске Воронежской области. Жить было невмоготу – приходилось просить милостыню. Тут в 1933 году его арестовали вновь как члена «монархической организации» и вновь дали три года, но на этот раз отправили в Темниковский концлагерь в Мордовию. В 1935-м году он освободился и поселился на станции Струнино по Ярославской железной дороге: работал на складе чернорабочим, потом сумел устроиться «по специальности» - техником-лаборантом в эпидемиологической лаборатории. В 1937-1940-м гг. он перебрался в деревню Арсаки – там, где находилась Зосимова пустынь (теперь уже закрытая). В 1940-м году устроился работать фельшером в клинику инфекционных болезней при Третьем мединституте, затем устроился санитарным врачом на завод «Скобянка». Но когда началась война, завод был эвакуирован, и о. Алексий лишился прописки. Тогда он перешёл – по благословению о. Серафима – на нелегальное положение: ходил по деревням, совершая тайно богослужения на домах верующих, да и лечил тоже. 3 октября 1946 года его арестовали уже в последний раз, когда он шёл по Петровке к своим духовным детям (нашлась предательница, написавшая на него донос). На этот раз он сидел в Лубянской тюрьме. Приговорили его к 4 годам «за участие в антисоветской церковной организации». Отправили во Владимир, в тюрьму, знаменитую печально своим строгим режимом. В те же годы тут сидел Даниил Андреев. В марте 1950 года его освободили, но только затем, чтобы отправить в ссылку в Красноярский край. Однако, отец Алексий умер в пересельной тюрьме в Кирове. Один из братьев его жены, Николай, стал священником и был духовником будущего св. Александра Меня, венчал и Меня, и Даниила Андреева в 1958-м году. Другой, Сергий, стал епископом, третий, Серафим, тоже был священником и настоятелем храма, где начинал своё служение о. Александр Мень. Отца Николая Голубцова Мень почитал глубоко, отца Серафима Голубцова не менее энергично считал несчастным человеком, глубоко больным тягой к доносительству. Канон. 2006 Апостольской Православной Церковью. Память 4/15 мая и 27 сентября/10 октября в соборе катакомбных святых.
Голубцов С.А., протодиак. Сергиев Посад и Лавра за последние сто лет. М., 1995., Архив автора. Машинопись. С.237.
Голубцов С.А., протодиак. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М., 1999. С.215-272.
Архив ЦА ФСБ РФ. Дело по обвинению Александрова П.В. и др. (Д.Р-40228) |