Вильгельм Ропке (1899-1966).
Фамилия на немецком пишется с о, над которым две точки. Родился
в Саксонии в семье лютеранского пастора, учился в университетах
Тюбингена, Геттингена и Марбурга, с 1924 г. профессор Йенского ун-та
(самый молодой в Германии). Воевал в Первую мировую, был награжден.
Высокий голубоглазый блондин. Тем не менее, Ропке резко выступил
против нацизма в защиту либеральной демократии и свободной экономики.
В сущности, он совершил карьерное самоубийство, через две недели
после прихода Гитлера к власти выступил с обличением национал-социализма
как "восстания масс против раузма, свободы и гуманности, против
писаных и написаных законов, которые в течение тысячелетий помогали
чрезвычайно разнообразному человеческому сообществу существовать,
не превращая людей в рабов государства". Через десять месяцев
он очутился на пенсии без выплаты пенсии. Уехал в Турцию, потом
в Швейцарию, где и умер. Прославился двумя книгами: "Социальный
кризис современности" (!942) и "Гуманная экономика"
(1958). Был одним из советников Людвига Эрхарда, вдохновлял либеральную
модель немецкой экономики - вопреки американским советникам Эрхарда,
кейнсианцам. Защищал реформу Экхарда статьями в прессе. Жизнь ли
в Швейцарии - стране политически децентрализованной, рыночной и
в то же время очень традиционалистской - или отталкивание от нацизма
вызвали у Ропке реакцию, схожую с романтической реакцией на французскую
революцию: корни нового рабства людей он увидел в атеизме и агностицизме.
Ропке подчеркивал близость нацизма и коммунизма в экономике и методах
правления. Ненавидел коллективизм, который распространялся как чума.
До нацизма скептически относился к христианскому средневековью,
потом отошел от традиционного либерального взгляда на Декарта и
пр. как на звезды, разогнавшие средневековую тьму. Старый либерализм
потерпел крах. Ропке подчеркивал, что христианство "подняло
индивидуальность, бывшую всего лишь винтиком имманентного государства,
до высоты трансцендентного создания справедливого и милосердного
Бога". Христианский гуманист, настаивал на том, что человек
в первую очередь существо религиозное, а уже потом - экономическое.
Настаивал на том, что государство должно определять и поддерживать
социальный и экономический порядок, но что внутри этого порядка
рынок должен быть свободен от государственного вмешательства. Особенно
недопустимо влияние государства на цены. Подчеркивал важность экономической
свободы для политической: сосредоточение все в руках государства
ведет к тому, что "новому Гитлеру не нужно будет искать глупых
или беспринципных промышленников, чтобы манипулировать ими, ему
будет достаточно прикрикнуть на ключевых правительственных чиновников".
Ропке выдвинул идею "третьего пути", опошленную потом
Блэром и Шредером, левацким коммюнитарианизмом. Идея восходила к
Токвилю ("Демократия в Америке"): свободное общество невозможно
без неправительственных ассоциаций - они преодолевают атомарность
индивидуалов, тенденцию демократии превращаться в мягкий деспотизм.
О нем: Zmirak, John. Wilhelm Ropke: Swiss Localist, Global Economist.
ISI Books. xii + 229 pp. 2002. Рец.: Religion & Liberty. Vol.
12, # 2. March and April 2002. P. 9-11, Samuel Gregg.
Яков Кротов, 3.6.2002
|