ПЕТР ЧЕЛЬЦОВ
Петр Чельцов, Великодворский (1888-1972). Священник смоленской
Ильинской церкви, рукоположенный в 1911-м году. До революции о.
Петр был обычным, благополучным священником, видевшим счастье России
в соблюдении "апостольского завета" "Бога бойтесь,
Царя чтите". (Правда, в этой фразе из послания ап. Петра говорится
еще и о некоторых других важных вещах, которые для монархистов оказываются
второстепенными). Он читал публичные лекции о смысле страданий:
"Страдания как неизбежный путь развития добра в земных условиях.
Страдания как смысл жизни. Радость страданий". Но то была теория,
и теоретиков таких было много, а выдержавших страдания, как Чельцов,
оказалось мало. Впервые его арестовали 6 апреля 1922 якобы за сопротивление
конфискации церковного имущества. Через два месяца выпустили как
невиновного. В 1924-м на десять дней арестовали за участие в публичном
диспуте с атеистом из бывших священников (выступление о. Петра было
теплее принято публикой). 20 июня 1927 года его на три года отправили
на Соловки за распространение "монархической литературы".
Затем три года ссылки в Кадников: священник тачал сапоги. 7 марта
1933 года снова арестовали за участие в "антисоветской группе
ссыльных" и послали в концлагерь в Коноше. Через три года,
наконец, о. Петр смог возобновить служение священника в храме села
Нарма Курловского района Владимирской области. В апреле 1941 года,
однако, его опять на год отправили в концлагерь - за неуплату налогов.
Большевики и тогда, как и много позднее, умели имитировать нормальную
жизнь: в Америке за неуплату налогов сажают бандитов, в России -
священников. После освобождения о. Петр служил в Рождественской
церкви села Заколпье, а 18 июня 1949 года его опять арестовали за
монархизм, конфисковав при обыске два портрета последнего императора
в качестве доказательства. Освободили его через шесть лет как престарелого
инвалида, вместе с многими другими несправедливо осужденными сталинским
режимом людьми. Вместе с женой (которая пережила его на несколько
месяцев) о. Петр поселился в селе Пятница под Муромом, тут и служил.
Для него специально изготовили большой потир, потому что причастников
было намного больше, чем в обычном приходе. Уже после семидесяти
о. Петр написал своему епископу о желании продолжать служение, несмотря
ни на возраст, ни на тогдашние гонения на Церковь: "На Голгофе
сатана устами преданных ему людей давал свой льстивый совет: "Снииди
со креста!..." - "Снииди со Креста!" - и мне влагает
в сердечные уши враг: "Снииди со креста" - ведь ты более,
чем доста-точно, потрудился!... "Снииди со креста!" -
говорит и власть имущий... - "Снииди со креста!" - говорят
сгущающиеся на церковной горизонте мрачные тучи, наводящие страх
и трепет на душу всякого верующего человека.... Что же? …Оставить
ли мне Христа и сложить крест, возложенный на мои плечи Госпо-дом?!
Правда, я - человек грешный, силы мои слабы; - однако апостол и
меня недостойного, как священника, называет "соработником Христу"...
- Уйду ли я от Того, Кто "имеет глаголы вечной жизни?!"
- Да не будет! Буду я и дальше работать в вертограде Христовом,
уповая, что и мой старческий труд "не тщетен перед Богом"!
Канон. 2000.
Ист.: http://www.voskres.ru/bogoslovie/svprav.htm.
25.12.2001
К оглавлению Словаря святых.
|