Богочеловеческая комедия
Ребе Мурмельштейн: спасение как азарт
Венский раввин Беньямин Мурмельштейн посмертно стал героем документального фильма "Последний из неправедных". Фильм в основном - интервью, которое Мурмельштейн давал ещё при жизни.
"Неправедный" - это очень мягко. В Израиле Мурмельштейна называли просто "свинья". Российский рецензент фильма назвал его "соавтором холокоста". Последнее, пожалуй, уже настолько несправедливо, что и предыдущие оскорбления становятся сомнительными. Мурмельштейн - единственный выживший до преклонных лет представитель тех евреев, которые до Гитлера заняли руководящие посты в иудейской общине и при Гитлере продолжали руководить. Родился во Львове в 1905 году, стал одним из лидеров венской еврейской общины, умер в Риме в 1989 году. Мурмельштейн организовывал и эмиграцию евреев из Австрии в Англию, и переселение евреев в Терезин - город-гетто (он и сам туда был отправлен), и отправку евреев из Терезина в лагеря уничтожения. Но он - не соавтор Холокоста ни в коей мере. Он - доведённый до адского абсурда пример конформизма. Он не предатель - никогда и нигде он никого не предал. Он обманывал нацистов - но предатель обманывает своих, а не врагов. Обманывал ли Мурмельштейн своих? Нет. Никогда. Кто хотел обманываться - возможно, обманывался, используя и Мурмельштейна, но это уже не его проблема.
Конечно, случай Мурмельштейна показывает, что конформизм немногим лучше предательства. Однако, всё-таки лучше. Многим людям конформизм Мурмельштейна спас жизнь. Сам о себе Мурмельштейн сказал:
"Я был Санчо Панса в мире, где донкихоты не выживали и не могли никому помочь".
Тут первое его сближение с Христом. Иисус - не Дон-Кихот, Он - Санчо Панса Бога, оруженосец Отца Небесного. Просто большинство людей, умиляющихся Иисусу, в Бога не веруют, поэтому не могут и оценить распределение ролей.
Совершенно напрасно русский журналист назван Мурмельштейна при Эйхмане "учёным евреем при губернаторе". Российские губернаторы, в отличие от Эйхмана, отнюдь не ставили своей целью уничтожить своих управляемых. Пожалуй, даже Сталин тут смотрится приличнее Эйхмана. К тому же губернатор брал еврея на службу именно потому, что это еврей покинул своих сородичей и ни в ком, кроме губернатора, не имел защитника. Мурмельштейн, напротив, остался с сородичами и поэтому и был нужен нацистам.
Мурмельштейн помог 120 тысячам евреев уехать из Австрии. Однажды британский консул сказал ему, что количество уезжающих кошмарно (в Англии антисемитизм был немногим меньше немецкого). "Это последняя партия, слово джентльмена!" - ответил Мурмельштейн.Через неделю он принёс пачку новых паспортов, консул напомнил про слово джентьльмена, на что ребе ответил:
"Еврей при Гитлере не может быть джентльменом".
Мурмельштейн, что интересно, был не согласен с Ханной Арендт в оценке Эйхмана - он свидетельствовал, что тот был не бездушный чиновник-исполнитель, а одержимый жаждой крови сатана. Другое дело, что бездушных чиновников при этой сатане было предостаточно, без них Шоа не было бы. Мурмельштейн, однако, не чиновник и не герой. Но и не подлец. Он не жертвовал собой, но и не делал подлостей, как многие евреи на таких же должностях. Не брал взяток, не вносил в списки на уничтожение своих врагов. Если его просили кого-то вычеркнуть...
"Если кто-то просил спасти человека, я мог ему предложить только одно — записаться вместо него. Мало кто соглашался".
Вот за это, наверное, Мурмельштейна и ненавидели те, кто выжил, кто не согласился - включая тех, кто уехал в британский протекторат Палестину, фыркая на оставшихся в Европе единоплеменников. Легче взрывать англичан в Святой Земле, чем ждать очереди в газовую камеру Освенцима.
Сам Мурмельштейн летал в ту же Англию перед войной, мог там остаться спокойно, бросив семью. А главный раввин Рима, где ребе жил после войны, запретил хоронить Мильмельштейна рядом с женой. Ну и кто после этого предатель?
Мурмельштейн своё поведение объяснял очень искренне и, видимо, точно - азарт. Это психологически куда достовернее разных "идейных" мотивов. Ко Христу, кстати, это тоже относится. У Бога был и остаётся азарт спасти людей. Только это и объясняет Его запредельный энтузиазм по отношению к тем, кто ему предельно неблагодарен. Человеку, как и Богу, хочется проверить себя в деле, и чем безнадёжнее дело, тем божественнее.
Сатана Эйхман однажды сказал Мурмельштейну: "Ты же можешь стать еврейским царем!" На что ребе ответил:
"Еврейский царь кончил на кресте".
Кто ненавидел Мурмельштейна, считал его именно еврейским царем, который обманул своих подданных, отдал их на крест, а сам выжил. Да, он выжил. Но именно потому, что он не был царём и не считал себя царём, он - не предатель, а просто несчастный человек, которому должны быть благодарны потомки тех, кого Мурмельштейн спас. Несчастный - потому что спас не всех. Но осуждать его за это могут лишь люди, у которых вместо сердца и азарта - государство и идеология.
Материалы о М. (на английском, включая расшифровку интервью) - Steven Spielberg Film and Video Archive - http://www.ushmm.org/online/film/ display/detail.php?file_num=4742