Богочеловеческая комедия
Клибанов (любопытно - точный ровесник моего отца по годам жизни) - почитаемый многими российскими "религиоведами" основатель их дисциплины. Специалисты по истории религии, конечно, знают, что Клибанов - лжеученый, Шариков в науке. Да, бедолага сидел. Но он не изменился. Начинал он в 17 лет и 10 месяцев - в разгар коллективизации, опубликовав брошюру "Классовое лицо современного сектантства" - это в год коллективизации, предисловие подписано августом 1928. В ней он утверждал:
"Врангель серьезно нуждался в подкреплениях и нашел в лице ... сектантов меннонитов. Последние сорганизовались в отдельный полк, взяли в руки оружие и сражались в головных рядах белогвардейцев против советской власти" (С. 38).
Это вранье до сих пор иногда встречается у наших "религиоведов". А фраза "Напомним хотя бы контр-революционное восстание 1923 г. в Амурской губ., шедшее под руководством баптистского кружка молодежи". YMCA - "в годы гражданской войны в России этот союз истратил 12 000 000 р. на контр-революционную пропаганду" (С. 67). Нынешний первый телеканал - всего лишь верный наследник вот этих традиций:
"Баптисты, не моргнув глазом, сидели [на конференции в Риге] рядом с баптистами-белоэмигрантами, с теми самыми, из среды которых выходят такие "добрые христиане", как убийца тов. Войкова" (С.77).
Баптисты отправляются проповедовать на Украину?
"По странному стечению обстоятельств это понадобилось в то время, когда польский штаб заговорил об отторжении Украины" (С. 81).
Есть вранье и похлеще, к тому же относящееся прямо к 1928 году:
"Тысячи специалистов-проповедников, частью здешних, частью приехавших из Америки и Германии, снабженные миллионами рублей, были посланы на работу в массы" (С. 54).
Вот когда начиналась расцветшая в 1990-е ложь об "иностранных миссионерах". На с. 79 донос на Проханова:
"Мы не знаем, зачем ездил в Америку Проханов, но зато знаем, что не успела его нога вступить на советскую землю, как ... евангелисты решили построить в СССР специальный евангелистский город" (С. 79).
Клибанов цитирует баптистский гимн:
"Что побудить могло тебя сойти с престола // В сей мир, где ложь, вражда // И царство произвола?"
Его комментарий:
"Здесь мы имеем неприкрытые махрово-контр-революционные настроения. ... Советские культурные центры объявлены антихристовыми учреждениями, и суровое наказание ждет всякого, кто посмеет сблизиться с ними" (С. 59).
Знаменитый Я.Я.Винс писал, что баписты должны превратиться "в хорошо дисциплинированную мощную армию Христа для разрушения твердынь сатанинских".
Клибанов комментировал:
"Стоит ли пояснять, о каких сектантских твердынях идет речь" (С. 64).
Жалок тот, в ком совесть нечиста.
Суровым наказанием Клибанов почему-то считает исключение из баптистских общин людей, посещающих танцевальные вечера. Казалось бы, радоваться надо - комсомол побеждает!
"Сектанты готовят кадры активных политических врагов социалистическому государству" (С. 65).
В качестве историографического курьеза отметим упоминание Клибановым Михаила Горбачева - одного из лидеров трезвеннического движения в Ленинградской губернии (С. 97).
Семнадцатилетний паренек, безусловно, лишь соединил выданные ему чекистами материалы своими красочными комментариями. Его главный аргумент совершенно чекистский - у сектантов вожди из кого? "Проханов - инженер-технолог". Писано накануне процесса Промпартии. Ишь, инженер! Или:
"Иванов-Клышников - бывший эсер".
Павел Васильевич Иванов-Клышников - сын одного из зачинателей баптизма в России. Отец провел пять лет в царской ссылке, сын был арестован через полгода после выхода "исследования" Клибанова и расстрелян во время отбывания срока, в 1937 году. Был ли он эсером? А почему бы и нет? Если был, то, возможно, в одной партийной ячейке с будущей св. матерью Марией Скобцовой - жил в Евпатории. В его смерти и Клибанов повинен.
На этом фоне желание подискутировать со священником, у которого чекисты проводят обыск - просто невинное развлечение ворочающегося на чекистских лаврах людоеда. То есть, простите, волкодава.
Моему отцу в этом же году чекисты шили второе дело, второй срок.
Возвращаясь к истории с Менем. Похоже, что роль Клибанова тут серьезнее, чем может показаться. Ведь он фигурировал в статье "Фальшивый крест", обличающей меня (и по нравам 1964 года предшествовавшей аресту Меня) не под своей фамилией, а под слегка измененной - Колобынин. Опечатка или коснпирация? Скорее, последнее. Мень, разумеется, знал его под настоящей фамилией.
Другое дело, что Мень мог не знать, что Клибанов - не сотрудник Истринского музея, а "столичная штучка", что налицо не просто досадное стечение обстоятельств, а хорошо организованная операция с привлечением именно столичных кадров. Из его мемуара следует, что о "сотруднике музея" ему говорил Лебедев, но Мень этого сотрудника в лицо не видел и мог решить, что речь идет именно о Клибанове. Разумеется, спутать "Колобынина" и Клибанова Мень не мог - Александр Иванович был светилой атеизма.
Клибанов же в этой истории оказывается тем, кем он был и в 1928 году. Для таких людей существует в русской языке особый термин: "suchonok". Добровольный помощник чекистов, азартно высматривающий пуговки в дорожной пыли для лубянской "коллекции". Он suchonok со стажем и с чекистами разговаривает на равных:
"Он всячески потешается, начинает изучать мою библиотеку, говорит: "О, о, мы-то думали, что мы так, а на какую мы щуку-то напали!"
А дословно отказ Меня от беседы выглядел так:
"Антирелигиозник же - фамилию я уже забыл - говорит: "Нам надо с вами подискутировать. Я к вам приду и мы с вами побеседуем". Я говорю: "Если будет у вас ордер - приходите". Он говорит: "Ну зачем вы так со мной, что вы!.." "Нет, - говорю, - с вами мы будем разговаривать только, когда у вас будет ордер. А так - арриведерчи. Все!"
Насчет "фамилию забыл" - это потому что 1979 год, чекисты настороже, Клибанов вполне жив, лучше не дразнить гусей. Но помнил отец Александр фамилию, помнил - и забывать ее не след.