Ян ван Килсдон
См. библиографию; гомосексуализм.
Католический священник голландец Ян ван Килсдонк (Jan van Kilsdonk) (19.3.1917, Пельдор - 1.7.2008, Амстердам (вообще-то 30 июня, а не 1 июля). Я ещё мог с ним познакомиться - мы с женою были в лучшем городе мира Амстердаме в 2007 году. Ему, правда, было в этот момент слегка за 90. Прозвали Килсдонка "священником студентов". Сын голландского мельника из деревни в Восточном Брабанте, в 17 лет пришёл к иезуитам, 22 августа 1945 года был рукоположен в священники (рано, по иезуитским меркам). Первые годы он работал капелланом в тюрьме, где содержались коллаборанты. В 1956 году его направили в Амстердам, хотя он совершенно не знал этого города. Тут он и проработал всю жизнь - в иезуитском колледже св. Игнатия Лойолы. В 1962 г. он основал "Экклесию Студентов Амстердама" - но уже очень скоро вспыхнул конфликт между этим союзом и церковными властями. Килсдонк выступал за отмену целибата, другие священники вышли из "Экклесии". Один из священников - популярный поэт Хюб Остерхёйс - женился. Килсдонк остался единственным священником в союзе студентов. До 65 лет Килсдонк ходил по студенческим общежитиям, барам, клубам, разговаривал со студентами. Морали читал, но своеобразно: "Учитесь так основательно, чтобы всегда знать не меньше своего начальства. Только проповедуйте так, чтобы люди не видели вашей образованности и не считали вас начальством". Публично, конечно, не выступал, но он писал огромные прокламации и развешивал их, где придётся. К нему тянулись - в том числе, "сексуальные меньшинства", потом и больные СПИДом, в общем, отверженные. "Гомосексуальность не болезнь и не отклонение от нормы, - говорил он, - а придумка Создателя". Не всё необычное - грех; вершиной толератности считается призыв "пусть расцветают сто цветов", но цветов-то может быть и тысяча. Позиция нестандартная, а началось с того, что один из студентов покончил с собой, оставив записку: «Ваша зажигательная проповедь против содомского греха, отец Ван Килсдонк, еще раз раскрыла мне невозможность моего дальнейшего существования…» Сперва слыл чудаком, с годами его стали почитать, как во Франции - аббата Пьера, защитника бедняков. Правда, прозвали еще "Kater van Pilsdronk" - "Шатун с пивом", потому что в барах он ещё и пиво пил. "Вид альпийских гор надоедает мне за пять минут, - признавался он, - но мне никогда не надоедает глядеть на людей и выслушивать их рассказы и трагедии". В октябре 2006 года ему открыли памятник - бронзовый бюст - на родине. Ватикан дважды запрещал ему проповедовать: первый раз в 1962 году, когда он критиковал "слепое послушание" и призывал допустить "лояльную оппозиционность". Второй раз ему приказали помолчать, когда он заявил, что Непорочное Зачатие - не биологический факт, а теологическая метафора. Килсдонк умел крепко выразиться, и когда он сказал, что Ватикан занимается "духовным терроризмом", его хотели запретить в служении, но его епископ (Гарлемский, Ян ван Дедоварт) сумел отстоять смельчака. Считался Кисдонк, соответственно, "спорной" фигурой. По английски - "противоречивой". Как Господь. Поэтому Амстердам - столица: в нём есть место и для такого христианства. Там, где Церковь сводят к "ордену меченосцев" с безупречно начищенными ботинками и отлакированной совестью, с жаждой справедливости и логики, там, конечно, Христос тоже ввинтится, а всё-таки это уже провинция, окраина Его Царства, а ведь обидно жить в провинции у неба.
Очень легко, как ни странно, представить себе, как лет через триста Ватикан канонизирует патера Яна. Со многими уже канонизированными святыми его объединяет главное: и он страдал от начальства. Конечно, верблюдов тоже как-нибудь затаскивают в Царство Небесное, но иголки войдут туда первыми и без малейшего труда.
Начальство тоже страдало от Килсдонка, но страдания даже хорошего начальства уравновешиваются самим фактом начальствования. Страдания подчинённых, подданных, детей, пасомых лишь усугубляются их положением. Иисус призывает верующих всегда быть подчинёнными, никогда не быть начальниками, хотя технически это вроде бы невозможно.
*
Выдумка Творца (патер Ян ван Килсдонк) Если мы, веруя, полагаем, что жажда и дар любви женщины к женщине и мужчины к мужчине не погружены во тьму случая, но проистекают из светящегося выбора Господня, то тем самым мы подразумеваем, что Вечное гласит и в этой любви, что Он благословляет этих женщин и мужчин, поддерживает их, берет на себя ответственность за эту форму человеческого существования, видит, что это хорошо, что это может быть очень хорошо. И да, что и им нехорошо быть осужденным на одиночество. И как только люди дерзнут пойти плечом к плечу этим путем, то в этом и будет их способ быть подобием Господним, Его единственным явлением, не непосредственным изображением - как им не являются мужчина и женщина - но призывом к подражанию Господу.
Древние культуры, в том числе и иудейская, понимают и симпатизируют асимметрии между мужчиной и женщиной, и лишь греки привносят более разнообразный опыт. Однако с тех пор, мы смогли обнажить не только геологию Земли, но и геологию души со всеми врезанными в нее энергиями чувств, глубже чем были в состоянии раввины, включая Павла. Это открытие дает нам не только право, но и обязанность перенести их богословие Творения и Избавления на союз двух женщин или двух мужчин. В чем могло бы быть намерение этой изнчальной выдумки Творца? Безусловно, чудо разнообразия. В одной из церковных песен поется о "ста цветах", но автор, похоже, ограничивает себя. "Тысяча тысяч", говорит Творец. Диктатуры, в том числе и церковные, стремятся к единообразию, даже в одежде. У Творца, похоже, совершенно иной вкус.
Догадаюсь ли я о других элементах этого артистического мышления Господа? Полным полно неженящихся парней связанных узами утешения и взаимной прозрачности с очень близкой подругой. Или иначе: для множества женщин лучший, самый близкий друг - мужчина, эротически любящий мужчин. Эти дружбы исключительны как глубиной, так и бескорыстием. Да, Творец - любитель неожиданностей, к которым культура, в том числе и церковная, нас не всегда подготовила. Я упомянул лишь одну из них...
Перевод: http://clement.livejournal.com/322417.html,
http://www.rk-kerkplein.org/home/themas/r-k_kerk/liturgie/avondwake-voor-jan-van-kilsdonk |