Дружников Ю. Доносчик 001, или вознесение Павлика Морозова. М.: Русский путь, 2001. 224 c.
1932: ИСТОРИЯ ТРОФИМА МОРОЗОВА И ЕГО СЫНА ПАВЛА
25 ноября 1932 года в городке Тавда (полддня на поезде от Екатеринбурга) Тобольской
губернии состоялся показательным суд над людьми, которых обвинили в убийстве коммунистического
героя Павла Морозова. Следователь даже не осмотрел места убийства. Адвокат защищать
обвиняемых отказался. В клуб, где проходил суд, собрали тысячу человек, провели
митинг школьников, которые держали плакаты с призывом расстрелять обвиняемых.
29 ноября обвиняемых приговорили к расстрелу, тут же вывели из клуба к заранее
вырытой яме, приказали снять одежду (она была вполне хорошей) и расстреляли. Старшим
из расстрелянных был 81-летний Сергей Сергеевич Морозов, дед убитого. Когда-то
он был надзирателем в тюрьме, но влюбился в заключенную, воровку, и, когда она
освободилась, на ней женился. А вот его сын Трофим женился на односельчанке Татьяне
Байдаковой. Вместе со старшим Морозовым расстреляли его жену Ксению, племянника
и сына.
Морозовы (и Байдакова) были белорусами, в начале двадцатого века они вместе
с другими бедняками отправились в Сибирь: правительство поощряло освоение тайги
(и заодно уменьшало число коренных жителей в Белоруссии). Крестьян перевозили
по дешевому тарифу, давали каждому мужчине 150 рублей пособия, весной снабжали
семенами. Деревня, куда в 1910 году приехали Морозовы, была создана белорусами
в 1906 году и названа Герасимовкой по имени старшего из крестьян. Это самый центр
России, географически – Западная Сибирь, а в быту обычно этот регион называют
Северным Уралом. Места столь глухие, что с 1929 года большевики ссылали сюда крестьян,
которых сочли кулаками. Крестьяне Герасимовки тоже не торопились организовывать
колхоз, надеясь, что власти не станут давить на тех, кто и так живет в каторжных
условиях. Трофима Морозова избрали председателем сельсовета: умный и осторожный
крестьянин старался защищать односельчан от поборов властей, а когда чувствовал,
что давление слишком велико, заботился, чтобы власть получила зерно, за которым
она охотилась. Создавать колхоз Морозов не хотел. Что было необычно: ушел от жены
к другой женщине. В деревне к его первой жене относились недоброжелательно, считая
неряхой и скверной хозяйкой.
Весной 1932 года Трофима Морозова арестовали. Его обвинили в том, что он помогал
ссыльным крестьянам бежать, выдавая им справки, заменявшие введенные как раз в
1932 году паспорта. Доказательств вины Морозова не было, и главным свидетелем
оказался сын Морозова подросток Павел. Позднее крестьяне говорили, что его подговорила
мать.
4 сентября 1932 года в лесу нашли тела убитых сыновей Трофима Морозова, Павла
и Федора. Следствие с самого начала сосредоточилось на том, чтобы изобразить это
преступление «политическим», местью «кулаков».
Родственников Павла судили (и приговорили) по восьмой части 58 статьи: «Совершение
террористических актов, направленных против представителей советской власти или
деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций». Никого не смущало,
что Павел Морозов не был ни представителем власти, ни «деятелем». Вопреки позднейшим
утверждениям пропаганды, он не был и пионером. Мать его в Герасимовке прозвали
«вшивой комиссаршей». Она получила от властей дом в Крыму, тут и умерла. Следователь
даже не осмотрел места убийства, вина казненных доказана не была, адвокат отказался
их защищать во время процесса, настоящих убийц не искали. Крестьяне Герасимовки
и других деревень, испуганные расправой с Морозовыми, стали вступать в колхоз
активнее.
Сталин сперва одобрил и широкую пропаганду истории Павла Морозова, и сооружение
памятника Морозову – у Алекснадровского сада, при входе на Красную площадь. Но
поставили памятник лишь в 1948 году и на окраине – в Нововаганьковском переулке,
который переименовали в переулок Павлика Морозова.
Что было главным в пропаганде, связанной с Павлом Морозовым? Доносительство,
абсолютное доносительство – донос сына на отца? Нет, уже с с середины 1930-х годов
на этом избегали делать акцент, хотя именно образ сына-доносчика вызывал наибольшее
возмущение у нормальных людей. Пропаганда подчеркивала невинность Морозова-сына
– его праведность с коммунистической точки зрения. В сочетании с его юным возрастом
это напоминало миф о таких почитавшихся на Руси невинных подростках-святых как
Борис и Глеб, Артемий Веркольский, Василий Мангазейский. Сыноубийство? Нет, хотя
примечательно, что в пропаганде постоянно всплывал этот мотив. Убийство Морозова
было приписано деду и дяде, но в архаических культурах дед и дядя традиционно
замещает отца в качестве воспитателя. Однако, в мифе о сыноубийстве симпатии всегда
– на стороне отца, сын рассматривается в лучшем случае как праведная жертва, подкрепляющая
святость отца. Нет, в случае с Морозовым главное – это классический миф отцеубийства.
Не все знали, что Морозов-отец был расстрелян, это не афишировалось, но все прекрасно
знали, что, помогая отправить отца в концлагерь, сын помогал его убить. Это же
возвеличение отцеубийства лежало в мифе о расстреле царя-батюшки.
Здесь оказалось и слабое место мифа. И если с точки зрения диссидентов Сталин
поощрял миф о Морозове, потому что хотел заместить отца для всех людей, то с точки
зрения культуролога важнее то, что Сталин с 1938 года резко затормозил развитие
культа Морозова. Он уже занял место абсолютного отца и потому менее всего был
заинтересован в воспевании отцеубийцы. Но это не помогло. Порождение Сталина –
Берия – может быть, и не убивал его. Но то, что доклад Хрущева на двадцатом съезде
был типичным символическим отцеубийством – несомненно. Это был шок, но это был
шок, оправдывавший воцарение Хрущева. И с тех пор уже всякий новый правитель России
совершал подобное же отцеубийство. Брежнев заклал Хрущева, Горбачев заклал Брежнева,
Ельцин – Горбачева. Даже Путин, которого Ельцин родил в максимально возможном
в политике смысле, и тот не преминул втоптать своего предшественника в грязь –
то есть, в сырую землю, в могилу.
Архаизация психики в тоталитарных режимах ведет к тому, что на первое место
выходит мышление мифами. Ален Безансон полагал, что в этом отношении немецкий
и российский тоталитаризмы различались: Гитлер ориентировался на образы Завета
Ветхого, Сталин – Нового. Немецкий тоталитаризм делал акцент на сыноубийстве:
уничтожении «недочеловеков», созданий незрелых, дефектных. Русский тоталитаризм
акцентировал отцеубийство: уничтожение традиции, предыдущего поколения, сильных.
Лит.: Дружников Ю.И. Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова. Первое издание:
Лондон, 1988. Первое российское издание: Московский рабочий, 1995.
|