Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ САМСОНА, РАЗДИРАЮЩАЯ ДУШУ

См. библиография.

В 1998 году в синод Московской Патриархии поступила просьба о канонизации иеромонаха Сампсона Сиверса. Потомок графского рода, ребёнком сидевший на коленях у Николая II, чудом выживший во время революции, сидевший на Соловках, гонимый коммунистами.

В Синоде, однако, помнили другую правду: Сиверс в 1957 году попался на развращении прихожанок. Тем не менее, поиски в архивах были предприняты.

Оказалось, что к дворянам фон Сиверс этот Сиверс отношения не имел, был сыном мелкого чиновника в управлении уделов. Дед Александр Сиверс был из мещан, получил дворянство, поскольку стал придворным художником (изготавливал мозаики).  Не сидел ни на коленях императора, ни на Соловках. В гражданскую воевал на стороне большевиков.

Сиверс в разных документах по-разному называл даты своего пострига и поставления в диаконы. Утверждал, что, когда Александро-Невская лавра перешла в полном составе к обновленцам, он устроил скандал (не подготовил облачений для встречи обновленческого митрополита) и на полтора года покинул монастырь. Он действительно уходил, но не в августе 1922 года, когда Лавра перешла к обновленцам, а три месяца спустя, написав 13 октября 1922 г. прошение об увольнении из числа монахов с сохранением за ним помещения.

«В противном случае, - писал Сиверс в стиле Шарикова, - я, как бывший красноармеец и навсегда инвалид 1-й категории, принужден буду прибегнуть к защите существующего в РСФСР на этот предмет закона».

Через месяц собор Лавры разрешил ему уйти, а ещё через месяц, 13 декабря, тот же собор тому же Сиверсу разрешил вернуться «с принесением полного покаяния за оскорбление духовного собора лавры».

В чём заключалось оскорбление, неизвестно.
Менее чем через два месяца Сиверса рукополагают в иеродиаконы. Рукоположение совершил обновленческий еп. Артемий Ильинский. Этот факт Сиверс скрывал всегда, даже утверждал, что в Лавру вернулся только в 1925 году, но документы безжалостны.

Рукоположение можно объяснить, при такой предыстории, лишь крайней нуждой обновленцев в кадрах.

Далее 12 лет покрыты мраком. В 1932 году Сиверса посадили - не на Соловки, в Свирлаг. Однако, поскольку сажали и обновленцев, сказать что-либо о его церковной позиции в это время, невозможно.

В иеромонахи его постриг тамбовский архиепископ в 1935 году. При этом епископ взял с Сиверса подпись под заявлением: «В контрреволюционных организациях не состою и состоять не буду; антисоветской деятельностью не занимаюсь и заниматься не буду». Что характеризует, конечно, не столько Сиверса, сколько обновлённую Патриархию.

Через год Сиверса арестовали и 10 августа 1936 года он написал заявление прокурору:

«Я слагаю с себя звание и профессию служителя религиозного культа, раскаиваюсь в своем поступке безрассудной твердолобости и близорукости, став некогда им. Надеюсь, что этот акт (подтверждения моего раскаяния) послужит смягчением на суде при определении мне наказания и в дальнейшем дает мне возможность и право своими знаниями и хорошей грамотностью принести общественную и государственную пользу в стране бесклассового общества».

После освобождения Сиверсу стал покровительствовать архиеп. Сергий Ларин, один из самых одиозных обновленческих архиереев, с 1944 г. – епископ Московской Патриархии (его перерукоположили). Продвигая Сиверса из Полтавы в Сталинград, в собор, Ларин намеренно писал ложь:

«Он отлично известен митрополиту Крутицкому Николаю … Отец его, генерал царской армии, затем — комдив Красной Армии. Его двоюродный брат, комдив Рудольф Фёдорович Сиверс был убит во время битвы при защите Царицына. Похоронен в Ленинграде на Марсовом поле (площадь Жертв Революции). Он был лично известен Сталину. Похоронен вместе с Урицким. Предок его известный декабрист».

Не солгал Ларин в одном: Сиверса постриг в монахи на Благовещение 1922 г. еп. Николай Ярушевич. Только вот, когда Сиверса обновленцы рукополагали в иеродиаконы, Ярушевич уже месяц как был под арестом.

В 1957 году во время бытность в Сталинграде, как сказано, о. Симеон попался на разврате, причём каком-то совсем бесстыдном и многократном. Был отправлен в Одесский монастырь, откуда в 1963 году его выгнали за попытку совращения прихожанки. После этого жил в Москве, был пострижен в схиму как Сампсон, имел множество почитателей и почитательниц, ничего не знавших о его похождениях, а всякие рассказы о них отвергавшие как «клевету».

Примечательно, что культ Сиверса складывался среди некоторых прихожан Николо-Кузнецкого храма (тут его и отпевали), где одновременно разворачивалась трагикомедия с фиктивным исповедником «отцом Павлом Троицким», от имени которого приходили письма, поучающие будущих столпов православного фундаментализма стоянию в вере. В этом же приходе был пущен в обиход роман и, более того, миф о некоем «отце Арсении», исповеднике веры и защитнике контрразведчиков. Консерватизм, претендующий на сохранение «традиции», мало интересуется реальной историей.

В конце 1980-х годов появился ещё один православный авантюрист, выдававший себя за потомка графов вон Сиверс, Алексей Смирнов, но он оперировал вне Московской Патриархии.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова