Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

НЕСПЯЩИЕ В РОССИИ

См. библиография. Кротов о войне с Финляндией.

Якобсен Р. Ангел зимней войны. М.: Иностранка, 2008. 175 с.

Роман о русско-финской войне 1939 года, написанный норвежцем Роем Якобсеном в 2005 г. Основная идея романа – примирение бывших врагов. Начинается он с того, что главный герой констатирует: «Кое-кто считает русских говенным народом, но я так никогда не думал, хотя в русских много странного, и всегда было» (42). Заканчивается криком того же героя: «Все мы русские!» (151).

Герой выбран соответствующий: умственно неполноценный, а по сути – юродивый, пытающийся одновременно спасти и родной город, и разрушающих его русских. Правда, из русских для спасения выбраны не 50 тысяч солдат, а шестеро симпатичных заключённых, пригнанных для заготовки дров. Это традиционый для западного человека ход мысли, по этой же логике о России пытались судить по Матроне и Иванденисычу, а не по тому большинству, которое вокруг этих юродов (из которых один к тому же вовсе юрод, а просто палач-неудачник). Напротив, финны изображены скупыми и не слишком умными людьми, таким образом автор пытается максимально подтянуть друг к другу европейцев и азиатов. Получается не слишком удачно (с точки зрения русского), потому что единственное, чем могут гордиться русские помимо армии – своим юродством – оказывается отнюдь не их национальной особенностью, а именно европейской.

Автор выдвигает психологическую версию победы финнов. Дело не в хитроумии полководцев, заманивших русских в мешок и там их перемоловших при десятикратном численном превосходстве оных. Дело в том, что финны высыпались – спали вовремя и достаточно. Это требовало «железной дисциплины». На первый взгляд, гениально, созвучно Науму Коржавину, объяснившему большевизмом тем, что декабристы разбудили Герцена, какая-то «сука разбудила Ленина. … мы дети тех, кто недоспал своё». «Разговоры заполночь» (а попросту говоря, пьянки) сформировали совок, бессмысленную и беспощадную, во главе с недреманным Сталиным. «Железная дисциплина ко сну» есть замечательная комбинация немецкой «железной воли» Лескова и той обломовщины, которая началась с Ильи Муромца, лежавшего на печи, и не кончилась Ильёй Обломовым.

Впрочем, вспоминается славная европейская традиция не спать ночью – характерная для тех же юродивых, для монашествующих («всенощные»), для учёных ночных бдений. Всё это противостоит здоровому дисциплинированному сну – как мещанскому, так и военному, сну палача перед очередным рабочим днём. Так что сам по себе регулярный сон – лишь способ организации жизни, который может стать и способом организации смерти. Ведь и финны спят, чтобы убивать и этим побеждать, а главный герой спит, чтобы спасать и побеждать.

Различаются не дисциплина и не дисциплина, а личное и безличное. Финский солдат может спать, может и бодрствовать, но делает он это по своему решению или по приказу начальника, которому решил повиноваться. Русский солдат (впрочем, можно говорить просто «русский», ведь прилагательное «русский» прилагается именно к слову «солдат», а не «гражданин» или «крестьянин») и спит, и бодрствует в недрах начальства. Он ещё не родился из лона господина полковника. Он подрёмывает как ребёнок в чреве матери, аналогично и приоткрывает глаза, но видит одно и то же – лоно господина полковника, да ещё изнутри.

Русский не принимает решений, спать ему или бодрствовать, он спит или бодрствует, откликаясь на довольно сложный и непонятный (для него, находящегося внутри) ритм огромного военизированного организма, частью которого является. Когда же этот организм просыпается, чтобы повоевать, русский не просыпается, но и не спит. Он в третьем состоянии – сражающемся. В итоге, как ни хороша финская железная воля, а всё-таки русские у финнов кусок земли забрали и до сих пор не отдают. Правда, при этом кто-то погиб, да и забранная земля скорее гниёт, чем делает то, что полагается делать земле, но России как организму это безразлично – в отличие от Норвегии или Финляндии, где каждый житель индивидуалистически-эгоистически  смеет переживать, жив он или нет, сгорел его родной городок или нет, сгнила его малая родина или процветает.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова