Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

1924: ИИСУС САЛЛМАНА

В 1924 г. Уорнер Саллман сделал эскиз углём, изображающий Христа. Эскиз появился на обложке журнала "Ковенант Компенион" и завоевал необычайную популярность. В 1940 году Саллман сделал картину в масле, озаглавив её "Голова Христа". Образ Саллмана представлял собою несколько упрощённый вариант картины Генриха Гоффмана (ум. 1911), который, в свою очередь, был викторианским вариантом барочного (экспрессивного, страдающего) образа Иисуса.

Вполне понять этот образ возможно, если вспомнить, что обычно в таком ракурсе представляли Христа во время Гефсиманского моления. Отсюда сочетание жёсткости и мягкости, решимости и страдания. Во время Второй Мировой войны изображение, дотоле популярное лишь среди консервативных баптистов, перешагнуло конфессиональные рамки. Его широко распространяли среди солдат в виде открытки, и солдаты не выкидывали эти открытки, а хранили, в том числе, и после войны. По просьбе издателей Салман в 1942-1950 гг. нарисовал несколько картин ("Христос в Гефсимании" - тут и обнаруживается, что "Голова Христа" лишь деталь такого сюжета, "Христос у двери сердца" (упрощённый вариант картины "Я свет миру" Ханта, "Христос мой пастырь"), где тот же образ был помещён в евангельский сюжет. Изображение пользовалось огромным спросом и воспроизводилось не только в религиозной литературе, но и на плакатах, на лампах, часах, пуговицах, даже в паззлах. Иисус здесь - идеальный "белый англо-саксонский протестант". Контекст - визуальный контекст - так же сведён к минимуму, как сводится к минимуму игра ассоциаций в текстах американского протестантизма. К евангельскому Иисусу такой образ имеет не больше отношения, чем мормонская библия к Библии. В конце ХХ века именно против такого Христа восставали те, кто обнаруживал Христа-еврея, Христа - не лётчика, молящегося перед боевым вылетом, а Христа, соединяющегося в себе всё человечество.

См. история изображения Христа.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова