Богочеловеческая комедия
Фора для нищих
См. христианство и социальный вопрос. Теология освобождения.
Священник Густаво Гутьерес отчеканил в 1971 году выражение "предпочтение нищим" - в английском "preferential option for poor", обосновывая "теологию освобождения".
На теологию освобождения навесили много клевет - прежде всего, обвиняя её в поощрении насилия. Но это прямая ложь, и Ратцингер, будучи интеллектуально честным человеком, отмечал, что в теологии освобождения призывов к насилию нет. Да хотя бы и были! Ведь её критикуют за склонность к насилию те, кто сам любит насилие. Только критикуют насилие "нелегитимное" - мол, смертная казнь это легитимно, а терроризм нелегитимно. Это обычная готтентотская мораль - я убью, так это я смертную казнь совершил, а меня убьют, так это гнусный терроризм.
"Предпочтение нищим" можно переформулировать как "позитивная дискриминация нищих". "Позитивная дискриминация" - когда предусматривают льготы при приёме на работу для женщин. При советской власти были квоты для поступления в вуз для "национальных меньшинств" - неплохая "позитивная дискриминация". Это отличное средство защиты общества от гниения. Ведь богатство плохо тем, что бесталанный богач может попросту задавить нищего гения. И такое бывало, увы... Дайте нищему шанс!
Конечно, нетрудно довести позитивную дискриминацию до абсурда - один американский сатирик осмеял теологию освобождения, изобразив католическую школу, в которую набирали волейбольную команду исключительно из бедняков, независимо от их способностей. Смешно... Смешнее была бы только волейбольная команда из богачей.
Богач склонен рассматривать нищету как болезнь - болезнь воли, болезнь интеллекта. Себя, соответственно, богач рассматривает как здорового. Что ещё хуже, болезнь при этом воспринимается как разновидность нищеты, сознательного выбора. Не богачи придумали пара-олимпийские игры для инвалидов. Богачи придумали, что инвалидность - наказание Божие, что нищета - от Бога за лень и глупость. А богатство - от Бога за ум и активность.
Вот таким людям - и только таким - Иисус говорит по сей день раздать имение нищим.
Как - нищим? Это ж всё равно, что выкинуть на помойку. Если разделить рубашку богача на всех нищих, по ниточке достанется. Если отдать рубашку богаче одному нищему, тот станет сам богачом и всё повторится по кругу. Раздай имение своё команде каких-нибудь реформаторов! Лучше самому умному из них, чтобы ответственность была личной... Ещё умно раздать имение своё военному министерству или политической полиции, тайной или явной, - пусть укрепляют общество! А нищим - фу, какая дурость!
Нищим, нищим! Впрочем, есть и другой выбор - отдать Христу. Так Иисус перед гибелью отвечает апостолам (не только Иуде, кстати!), которые возмущены тем, что Мария моет Ему ноги шанелью номер пять. Мол, этот брегет можно продать и на вырученные деньги кормить весь Иерусалим три недели!
Иисус не говорит, что нищих вовсе нужно лишить подаяние. Иисус не говорит, что те, кто строят золотые храмы, омывают тем самым Ему ноги и заслуживают рая. Он говорит всего лишь, что главный дефицит - дефицит жизни. Накормить преступника перед смертной казнью - антихристова Евхаристия. Накормил - так не казни!
Смерть - вот главная нищета. Поэтому "накормить голодного" может означать и книжку почитать слепому, и посидеть молча с умирающим, и поработать над новым лекарством. Непредсказуемо, где и как Господь призовёт человека противостоять смерти. Предсказуемо - что призовёт, и уже зовёт. Нужно только притормозить в потоке суеты и прислушаться. Молитва - это прежде всего прислушивание. Если не услышал Бога, то кому молишься-то?
Жизнь - главная еда, главное богатство. Поэтому, кстати, теология освобождения никогда не призывала убивать и насильничать. Даже кардинал Ратцингер её сквозь зубы за это похвалил. А ведь теология освобождения создавалась в странах, где господствует Смерть - в виде военных диктатур, у которых на семь бед не один пулемёт, а много пулемётов. Нищим духом противостоят не богатые духом, а богатые пулемётами. И к ним обращены слова апостола Иакова:
"Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?"
"Влекут в суды" - это ещё полбеды, а беда - когда богачи в судах защищают Христа от кощунств, свободы совести и прочих нехороших излишеств. Беда, когда богачи отправляют нищих на войну, где они только и могут сделать самоутвердиться под видом "защиты гуманитарных ценностей", "обороны отечества" и прочих гадостей новояза. Беда, когда нищие обзаводятся всеми душевными пороками богачей - в отсутствие богатства порочность идеологии богатства выступает особенно отчётливо.
Идея, что про бедность - это временно, оказалась мыльным пузырём. И в наше время нищих - самых натуральных, не относительно нищих, а абсолютно - куда больше, чем сил, чтобы им помочь. Да и относительная нищета тоже, знаете ли... Когда ребёнку нужно на операцию столько, что продай квартиру и ещё собери милостыни... Ребёнок-то не знает, что должен умереть во имя частной собственности и сильного государства... Этот ребёнок - не нищий, но этот ребёнок - тот самый Христос, Который не всегда рядом, Которого можно и потерять, и у гроба умершего без операции ребёнка уже бессмысленно и кощунственно махать золотым кадилом...