БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
1975 год: из чьего бомболюка упал на Камбоджу Пол Пот
Одна из страшнейших историй ХХ века, иногда приводимая в оправдание международного насилия, - история камбоджийца Пол Пота.
«Пол Пот» звучит очень похоже на «Пном Пень», название столицы Камбоджи, но это ведь псевдоним, причём совершенно европейский. Это сокращение от «Политик Потенциального». Каждый политик должен уметь видеть потенциально возможное и превращать возможное в реальное. Да каждый человек это должен уметь!
Пол Пот пришёл к власти в Камбодже в 1976 году, а в 1979 году вьетнамская армия вошла в Камбоджу и его свергла. Мировой общественности предъявили фотографии, запечатлевшие преступления Пол Пота. Ужас! Во-первых, количество – из семи миллионов населения погибло три. Во-вторых, качество – совершенно всё иррационально, города разрушили, экономику упразднили, какое-то прямо групповое помешательство и самоубийство. И это страна кротких буддистов! Да если в людях кроются такие сатанинские потенции, нужен международный жандарм, и чем жандармистее, тем лучше! Полпотовцев сравнивают с тоталитарной сектой, лидеры которой обладают какими-то сверхъестественными гипнотизирующими способностями, так что выход один – смерть им!
Хорошая новость: у камбоджийцев среди окружающих народов репутация очень скверная – мстительные и злобные люди. Современный турист из России об этом и не подозревает. Так современный американец, приезжая в Россию, видит несчастную страну, население которой страшно пострадало от коммунизма. Он не знает, что об этих страдальцах думают чеченцы и украинцы, и кто из этих страдальцев был палачом в коммунистические времена – а палачи живы, живы, у них медицинское обслуживание по высшему разряду.
В Камбоджу едут посмотреть знаменитый Ангкор Ват – исполинский город-храм, в сравнении с которым Святая София или Кельнский собор просто игрушки. Так ведь Ангкор Ват – это памятник огромной и отнюдь не бескровной империи, как миленький собор Василия Блаженного – памятник кровавому завоеванию Татарии. Конечно, это тысячелетнее прошлое. В настоящем для камбоджийца – точнее, для кхмера – убийство есть величайший грех. Параллельно существует понятие о величайшем позоре. Униженный человек не просто должен отомстить обидчику – он должен сделать так, чтобы тот больше не мог причинить ему вреда. В идеале – истребить и всю родню обидчика. Это называется «пхчанх пхчал», аналог русскому обозначению победы над Гитлером: «полная и окончательная капитуляция». Бун Чан Мол описывал это на примере бокса:
«Если человек собьёт с ног противника, он не будет спокойно стоять рядом. Напротив, он … будет бить врага, пока тот не потеряет сознание, а может быть, и умрёт. … Иначе проигравший, в свою очередь, не смирится с поражением» (Цит. по Lifton, 2004, 69).
Это целиком противоречит современным европейским представлениям о «честной игре». Камбоджийским представлениям о честной игре это тоже противоречит, будьте уверены! Но честность честностью, а жизнь жизнью – или лучше сказать, смерть смертью? Нужно ли приводить примеры того, как безукоризненно честные за карточным столом или на поле для гольфа аристократы спокойно обманывали «чужих»? Кстати, историки сходятся на том, что в 1863 году французы именно обманом заставили камбоджийского короля согласиться на протекторат – он не слишком понимал, что это такое. Зато чехи очень понимали, когда Гитлер в 1938 объявил Чехию «протекторатом Богемия».
Имела ли значение французская оккупация для трагедии Камбоджи? А для трагедии Вьетнама? Общее у европейского колониализма одно: под разговоры о необходимости «цивилизовать», тормозили развитие. Это называется патернализм: под предлогом воспитания изувечить ребёнка, на всю жизнь превратив его в инфантильного садомазохиста. Кстати, чаще это делают по отношению к собственному ребёнку, не к чужому. Французов Бог миловал – в самой Франции процветали и процветают свободы. Но в России, к примеру, под коммунистическими лозунгами именно так увечили друг друга. Как ехидно прибавил бы Нестор Летописец, «даже до сего дня».
Французы, между прочим, заставили короля Нородома I объявить государственной религией Камбоджи христианство, вместо буддизма. По выражению американского историка Бена Кернана (создавшего в Йельском университете центр по изучению камбоджийского геноцида), французы «мумифицировали» страну, отгородив от внешних влияний – особенно от вьетнамского и коммунистического. Архаическая монархия, архаическая социальная структура и архаическая экономика. В итоге независимость Камбоджа получила в первую очередь благодаря победе вьетнамских коммунистов над французскими войсками.
Между прочим, именно французам – французским археологам – обязаны крестьяне Камбоджи своими бедами при Пол Поте. Дело в том, что эти учёные предположили, что расцвет Камбоджи (памятником которого стал Анкгор Ват) был результатом умелой ирригации, организованной государством. Пол Пот эту теорию знал и попытался осуществить её на деле. Он не разорял сельское хозяйство, он его совершенствовал. Не почувствовал разницы между теорией и истиной. Но разве такие ошибки только диктаторы совершают?
Французы не первые и, к сожалению, не последние «прогрессоры» в истории Камбоджи. В 1953 году страна стала независимой, но король (Нородом II Сианук, внучатый племянник первого) тоже относился к народу вполне по отечески. В итоге даже в сравнении с Вьетнамом Камбоджа была очень отсталой страной. В крестьянской стране ячейкой общества была семья, а не деревенская община, как во Вьетнаме. Большинство крестьян даже не помнили имён своих дедов. Сельская Камбоджа и городская Камбоджа различались не только экономически, но даже этнически: в городах преобладали вьетнамцы и китайцы. Спасибо французам – традиционная система школ, которыми руководили буддистские монахи, была полуразрушена, а новая система не была создана. Правда, при Нородоме II появились университеты, но одновременно началось обнищание крестьянства. В 1950 году в Камбодже было 4% безземельных крестьян, в 1970 – 20%. И эти 20% были готовы расправиться с остальными 80% во имя справедливости и добра. «Коммунистическая партия Камбоджи в 1954 году состояла преимущественно из крестьян, буддистов, людей умеренных и настроенных про-вьетнамски. К 1970 году ею стали руководить горожане, получившие образование во Франции, радикалы, настроенные анти-вьетнамски» (Kiernan, 1998, 14).
Да, Пол Пот ненавидел вьетнамцев – он ненавидел даже кхмеров, которые соприкасались с вьетнамцами, а это целый миллион жителей Южного Вьетнама. Вьетнамцы, освобождающие Камбоджу от изверга, - красивая картина. Только изверг пришёл к власти, помимо прочего, благодаря и поддержке вьетнамцев. В 1970-м году Нородома сверг генерал, настроенный ещё более консервативно и, главное, про-американски. Классический образец «хорошего сукиного сына». Что было нужно американцам в Камбодже? Вьетнамцы! Американцы боролись с коммунистическим, северным Вьетнамом, да так боролись, что вьетнамцы бежали в Камбоджу. Что было ещё более возмутительно – с точки зрения американских генералов – камбоджийские крестьяне продавали вьетнамцам рис. Это надо было пресечь. И вот, не ставя в известность правителя суверенной Камбоджи - ни короля, ни свергнувшего его генерала - американцы начали бороться с коммунистической угрозой всеми доступными им средствами. Молитва в число средств не входила, дипломатия тоже.
Сталин в 1928-1933 годах задушил голодом миллионы украинцев и русских. Мао только в 1959-1961 годах задушил голодом 13 миллионов китайцев. А сколько камбоджийцев погибло от американских бомбёжек? Достаточно, чтобы камбоджийцы возненавидели города – бомбили камбоджийские деревни, а в городах был режим, который не протестовал против этих бомбёжек и рассматривал их помощь в борьбе с коммунистами. К чести американцев, они стараются выяснить, сколько причинили зла. Счёт идёт на сотни тысяч, самое меньше. Во всяком случае, уже в 1966 году король говорил о сотнях тысяч погибших. Вывод Кернана:
Пол Пот «никогда бы не пришёл к власти, если бы Камбоджа не была дестабилизирована – экономическими и военными методами – Соединенными Штатами. Эта дестабилизация началась в 1966 году, когда Америка вторглась в соседний Вьетнам и достигла пика в 1969-1973 гг.с ковровыми бомбардировками Камбоджи американскими самолётами Б-52. Это был, возможно, главный фактор в успехе Пол Пота» (Кернан. С. 16).
«Экономическая дестабилизация» - это рис. Благодаря политике короля, в середине 1960-х годов камбоджийские крестьяне стали собирать рекордные урожаи риса. Впервые с 1955 года начался экспорт риса. Для аграрной страны это было началом расцвета. И тут началась война во Вьетнаме. Сотни тысяч вьетнамцев перестали сеять и начали стрелять, и крестьяне Камбоджи продавать рис обоим воюющим сторонам – продавать, не платя налоги, граница-то была под боком и это была граница воюющей страны. Нет налогов – нет и расцвета.
Впрочем, что деньги и контрабанда! Американские спецслужбы организовали 1835 рейдов на территорию Камбоджи, на глубину до 30 километров – это были спецназовцы, переодетые «вьетконговцами». Операция была названа поэтически – «Даниэл Бун». Только легендарный Бун сажал деревья, а эти убивали («терроризировали») крестьян. Цель была та же, что у бомбёжек – лишить вьетнамских солдат хотя бы временного убежища.
Бомбёжки были остановлены конгрессом США в 1973 году. В 2000 году президент США, посетив Вьетнам, в знак примирения рассекретил данные о бомбёжках – чтобы облегчить поиск неразорвавшихся бомб. Цифра оказалась больше, чем считалось ранее - да долю Камбоджи пришлось 2 756 941 тонн бомб, четверть миллиона вылетов, более сотни тысяч разбомбленных деревень. Не килограммов, а тонн, из них половина – в последние шесть месяцев 1073. Конечно, смертность от бомбёжек не так велика, как хотелось бы бомбящим, но ведь ещё использовался напалм… Никсон был большим энтузиастом бомбёжек, он подстёгивал своих генералов, требуя увеличить количество Б-52 ещё на сотню, а те разводили руками: не хватает аэродромов. Такой вот квакер-президент, честность которого вошла у американцев в поговорку. Бомбёжки, по его мнению, должны были понудить коммунистов-кхмеров к переговорам с про-американским диктатором Камбоджи. Впрочем, квакеры так же не отвечают за Клинтона как иудеи – за его Киссинджера.
Самое же замечательное – и малоизвестное – что США поддержали режим Пол Пота. Старый имперский принцип «разделяй и властвуй» - натравить камбоджийских коммунистов на вьетнамских. Капиталистическая Америка повела себя точь в точь как коммунистический Вьетнам – за Камбоджу против Вьетнама. Как выразился Киссинджер о режиме Пол Пота: «Китайцы хотят использовать Камбоджу против Вьетнама … Нам не нравится Камбоджа, правительство которой во многих отношениях хуже вьетнамского, но мы предпочитаем видеть её независимой».
Пол Пота Китай и США поддерживали вплоть до его свержения вьетнамцами, которых поддерживали русские. Впрочем, России Пол Пот тоже нравился - во всяком случае, он был понятнее дяди Сэма. Что до вьетнамцев, то они свергли Пол Пота не из гуманизма, а только после вторжения кхмеров во Вьетнам. В 1984 году Дэн Сяопин заявил: «Не понимаю, почему некоторые люди хотят убить Пол Пота. Он сделал в прошлом некоторые ошибки, но теперь он возглавляет борьбу против вьетнамских агрессоров. Китай в 1980-е годы ежегодно давал полпотовцам 100 миллионов долларов. США – меньше, от 17 до 32 миллионов. Пока вьетнамцы оккупировали Камбоджу (до 1989 года), США блокировали помощь камбоджийцам от международных организаций, требуя, чтобы деньги шли «законному правительству», в джунгли к Пол Поту. ЦРУ официально заявило, что в 1977-1979 годах Пол Пот не убивал людей, что жертв всего полмиллиона (да-да, полмиллиона – цифра привычнее полутора миллионов, хотя разница, конечно, не качественная). Так что распространённый миф о том, что во время трагедии никто не знал, что происходит в Камбодже - враньё. Отлично знали, но - покрывали.
Именно США настояли на том, что в ООН Камбоджу представляли полпотовцы. В 2000-е годы правительство США отказалось участвовать в финансировании суда над всё ещё живыми лидерами полпотовцев. Как бы те не стали подчёркивать, что в 1980-е годы американские «военные советники» помогали именно им.
Пол Пот погубил, видимо, не так много людей, как иногда пишут в жёлтой прессе. Не три миллиона, а полтора, не половину населения, а пятую часть. Накануне его победы в стране 7,7 миллиона человек, после победы над ним – 6 или 6,7 миллиона.
Справедливо ли помещать преступления Пол Пота в «Черную книгу коммунизма»? Но ведь вьетнамцы, освободившие камбоджийцев от Пол Пота – тоже коммунисты? Идейно Пол Пот был от коммунизма так же далёк как Сталин или Путин. Его главный идеал был вполне платоновский (к сожалению, не платонический) – сильное государство. Вертикаль власти была доведена до максимума – что, собственно, и обусловило крушение Пол Пота. Люди просто перестали повиноваться. Поэтому и вторжение во Вьетнам было неуспешным, и ответная интервенция вьетнамцев почти не встретила сопротивления.
Очень странное для европейцев уничтожение городов объясняется именно желанием устранить всякую возможность оппозиции. Вот где выплывает глубинная роль городов – полисов, бургов и т.п. – в освобождении человека. Это, прежде всего, не экономическая роль, а информационная. В городе легче обмениваться информацией, и Пол Пот совершенно справедливо полагал, что это самая главная угроза для власти. Ворчать-то на власти можно и в деревне. Кстати, для жителей самой большой деревни в мире – Москвы – маленькая деталь: одним из главных лозунгов Пол Пота было создание власти честной, борьба с коррупцией – совершенно несомненной – предыдущей диктатуры. Лично Пол Пот был, скорее, аскет, куда больше, чем Сталин.
Для русских же полезно знать, что на втором месте после сильного государства для Пол Пота были "понаехавшие тут". Его геноцид - не против "собственного народа", а против мигрантов. Главные его жертвы - инородцы, появившиеся за время правления французов в Камбодже китайцы, вьетнамцы, ханы. Особенно досталось последним - ведь они были ещё и мусульманами. Так что поосторожнее, - кто боится превращения собора Парижской Богоматери в мечеть, тот начинает думать как учившийся во Франции Пол Пот.