Hansjakob Stehle, Die Ostpolitik des Vatikans. 1917-1975. R.Piper und Co.
Verlag. Munchen, Zurich. 1975.
Перевод для ОВЦС. Ганс-Яков Штеле. Восточная политика Ватикана. 1917-1975.
Выписки из книги.
24 августа 1918 года. Инструкция о порядке регистрации общин.
Наркомат юстиции издает инструкцию, по которой все здания и предметы культа
передаются советами в аренду общинам верующих ("двадцатки") в аренду, причем только
община, но не иерархия и не священник, является ответственным собственником. Католический
архиепископ фон дер Ропп, в связи со столь грубым нарушением канонического права,
впервые после Октябрьского переворота выступил с протестом (в отличие от патриарха
Тихона, он не протестовал еще ни разу, даже тогда, когда большевики запретили
в конце апреля 1918 года всякое религиозное обучение.
Ист.: Stehle, 36
29 мая 1918 года. Назначение апостолического визитатора в Варшаву.
В Варшаву был назначен апостолическим визитатором (нунцием) Акилле Ратти. 61-летний
ученый, теперь ставший дипломатом, должен был отвечать не только за Польшу, но
и за католиков в России. Папа запретил Ратти ездить в Россию, но тот писал туда,
контактировал с Лениным по телеграфу, прося освободить царицу и ее дочерей. Он
писал Папе, что мечтает "пролить свою кровь за Россию". Польское правительство,
вполне гармонируя со своим народом, в это время было недовольно отношением Ватикана
к Польшу и к России. Ненависть к России, включая и русскую традицию в христианстве,
была велика среди поляков, она была древнее, чем ненависть к большевизму и пережила
его. Поляки помнили, что в 1916 года Ватикан считал независимость Польши слишком
нереальной и не боролся за нее так, как хотели бы сами поляки. 28 июня 1919 года
Польша многое получила после Первой мировой войны, по Версальскому договору. Между
тем, ватиканские дипломаты считали этот договор безнравственным (к тому же он
заключался без всякого их участия, вопреки прежним обычаям). Ратти считал неразумной
политику Польши, тогда направленную на конфликт с немцами и русскими, чтобы вовсю
использовать их поражение в войне. Правительство было настроено антиклерикально
и националистически. Ратти не поладил не только с польскими масонами, иудеями,
коммунистами, но и со светским обществом. В результате в конце 1920 года, когда
стало известно, что он занял нейтральную позицию при референдуме о Верхней Силезии,
поляки добились того, что он бесславно ушел со своего поста.
Ист.: Stehle, 43-4.
3 марта 1919 года. Папа просит Ленина прекратить гонения на христиан.
7 февраля 1919 года в Ватикане получили телеграмму, посланную из ставки адмирала
Колчака. Православные епископы Сильвестр и Вениамин писали о гонениях против Церкви,
говоря о том, что они превзошли гонения Римский империи, в надежде не сочувствие
Папы. 3 марта 1919 года Бенедикт
XV телеграфировал по-французски Ленину в Москву, умоляя его "строжайше приказать,
чтобы уважались священники всякой религии". В ответ по поручению Ленина Георгий
Чичерин послал длиннейшую телеграмму, в которой впервые было сказано то, что и
потом твердили большевики: никаких гонений нет, кто страдает, так не за религиозные
убеждения, а за контрреволюционные заговоры. Более половины телеграммы описывало,
как массовое вскрытие мощей обнаружило, как Церковь "дурачила народные массы".
Более того, большевики подчеркнули, что католики всегда преследовали православных,
поэтому теперешнее заступничество - лицемерие. Публикуя телеграммы, газета Ватикана
отметила, что, напротив, это православные всегда преследовали католиков. До взаимного
смирения было далеко; впрочем, от большевиков его было бы странно и ожидать.
Ист.: Stehle, 50-3.
19 апреля 1919 года. Арест архиепископа Ропп.
В тот день, когда глава Польши Юзеф Пилсудский устроил военный путч в Варшаве,
в Петербурге был арестован архиепископ Ропп. Его обвинили в содействии "белогвардейской"
Польше. Однако больше всего большевиков раздражало упорное сопротивление Роппа
ленинским декретам о Церкви. С декабря 1918 года он созывал конференции духовенства
для обсуждения того, как сопротивляться большевикам. Он, с разрешения Рима, побудил
создавать "приходские комитеты", соотвествующие требуемым "двадцаткам", чтобы
те заключали договоры об аренде храмов. Властям не понравилось именно то, что,
формально последовав их закону, католики уходили от гонения.
Ист.: Stehle, 48 (Публикация телеграмм в Оссерваторе, 2.4.1919).\
25 мая 1919 года. Демонстрация католиков в Петербурге.
В Петрограде более десяти тысяч католиков прошли от храма св. Екатерины до
дома ЧК, требуя освобождения своего архиепископа. После этого Роппа отвезли в
Москву, поместив его там не в тюрьме, а под домашний арест в доме одного священника.
Ему позволили переписываться с Цепляком и даже с нунцием Ратти в Варшаве.
Ист.: Stehle, 55
17 ноября 1919 года. Освобождение архиеп. Роппа.
Большевикам было неудобно держать под арестом Роппа, одновременно пытаясь получить
международное признание. Они использовали удобный момент для его освобождения,
когда получили ноту от нунция Ратти. В ноте было сказано, Ропп - подданный Папы,
с которым Советы не воюют, а вовсе не Польши. Роппа освободили. Парадокс заключался
в том, что сразу после освобождения он отправился в Варшаву, что по видимости
лишь подтверждало, что католичество в России есть орудие польского национализма.
Ропп, встретившись с Ратти, уверял его, что большевизм в России не продержится
дольше, поэтому с большевиками можно заключать долгосрочные компромиссы, все равно
выполнять их не понадобится.
Ист.: Stehle,54-9
18 марта 1921 года. Церковный вопрос в договоре России с Польше.
В Риге был заключен договор о мире с Польшей, согласно 7 статье которого две
страны не должны вмешиваться в церковные дела друг друга, а "религиозные общества
национальных меньшинств будут пользоваться полной свободой". Никаких гарантий,
разумеется, тому не давалось.
Ист.: Stehle, 58.
В начале 1919 года Федоров обратился с письмом к Ельцину, пытаясь склонить
его в польз уобращения православных в католичество.
Будкевич жаловался папскому нунцию в Варшаве, что Федоров в своей склонности
ко всему русскому "заходит настолько далеко, что в своей часовне приобщает святыми
дарами еще необращенных схизматиков" - и прим. 31
Ист.: Stehle, 60
Апрель 1921 года. Ленин в защиту веротерпимости.
ЦК РКП призвал разоблачать ложь религии. Против этого выступил в записке Молотову
Ленин: "Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблаать
ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии".
Ист.: Stehle, 61. В.И.Ленин об атеизме, религии и церкви. М., 1969. С. 279.
12 марта 1922 года: заключение первого и последнего соглашения между Римом
и большевиками.
Кардинал Гаспарри и Вацлав Воровский подписали единственное за время коммунистической
власти соглашение между Ватиканом и Римом. Большевики пошли на это, чтобы получить
деньги от Ватикана, Ватикан -- чтобы помочь голодающим в России, а также помочь
католикам в России. Заключить договор было не легко: большевики хотели как можно
больше получить денег, как можно меньше дав католикам возможностей для проповеди
и молитвы. Не было единства и среди католиков. Архиепископ Ропп считал, что нужно
требовать от большевиков как можно больше, раз уж у них начался голод, в том числе,
требовать разрешения на въезд в Россию польских священников (в чем категорически
отказывали Советы). Прелат Штейнманн (немец из Силезии, ныне отошедшей к Польше,
не выносивший поляков) доказывал, что излишняя неуступчивость приведет лишь к
тому, что не удастся выторговать вовсе ничего. Пришлось смириться с тем, что большевики
всюду в договоре слово "миссионер" заменили на "посланник" (то есть, проповедовать
людям, которые везли продовольствие голодающим, не разрешалось), отказали в разрешении
учреждать сельскохозяйственные школы и вообще вести какое либо "нравственное и
религиозное воспитание" (а ведь сами большевики 11 марта предлагали Ватикану "территориальную
концессию" для создания школ). Впрочем, и этот договор вызвал резкую критику со
сторону русской эмиграции, которая предпочла бы, чтобы большевиков просто бойкотировали.
На деле, однако, Ватикану удалось немногое. В трех городах России его миссии
кормили голодающих. Но собрать денег удалось лишь к концу марта 75 тысяч долларов,
между тем как вполне светская миссия американского правительства выдала к тому
времени уже миллион. Католики отказывались жертвовать деньги, когда не было ясно,
вернут ли христианам в России свободу. 10 июля Папа издал призыв о сборах, но
всего 292 миллиона католиков в мире пожертвовали голодающим русским чуть более
двух миллионов долларов, в то время как американская помощь достигла 66 миллионов.
Ист.: Stehle, 76, 101.
22 июля 1922 года: большевики ставят ультиматум католикам.
За два дня до отъезда из Ватикана миссии, которая везла помощь голодающим России
(по договору с большевиками), в Петрограде архиепископу Цепляку приказали в течение
месяца подписать договор об аренде храмов у Советов, пригрозив в противном случае
закрыть храмы. Ватикан считал невозможным подписыват такой договор, потому что
это означало бы согласие с конфискацией церковной собственности государством.
Тогда большевики стали постоянно продлевать срок ультиматума. 2 января 1923 года
они предложили взаимен Ватикану приобрести в Крыму два поместья с пахотной землей
на 2500 гектаров, чтобы организовать там детский санаторий. Большевики рассматривали
это как уступку Ватикану. В конце февраля 1923 года Цепляку разрешили, наконец,
продписать несколько смягченный договор. Но теперь уже большевики заупрямились.
Ист.: Stehle, 100-15
21-26 марта 1923 года. Суд над католическим духовенством.
Процесс ставил своей целью атаковать не столько Церковь, сколько Польшу. Единственный
обвиняемый среди русских - Николай Федоров, который буквально провоцировал судей
приговорить его к смерти, был осужден всего на десять лет лагерей, а Цепляка и
Будкевича приговорили (в Вербное воскресенье 1923 года) к расстрелу за контрреволюционную
еятельнсть. 28 марта правительство помиловало Цепляка как представители угнетенной
конфессии, Будкевича же расстреляли за связь "с враждебным Советской власти иностранным
буржуазным государством", то есть с Польшей. Он был расстрелян 31 марта 1923 года.
Ватикан не заявил протест, не отозвал свою миссию помощи, даже не отслужили торжественного
реквиема в Ватикане.
Ист.: Stehle, 108-11
Осень 1923 года: Ленин принимает католического патера
Осенью 1923 года Ленин, в момент краткого улучшения здоровья, принял в кремле
венгра Виктора Беде, с которым дружил во время эмиграции в Париже. Беде стал католическим
священником. Ленин сразу заподозрил в нем агента Ватикана, хотя Беде приехал целиком
по своей инициативе. "Человечество пойдет по советскому пути; через сто лет никакой
другой формы правительства не будет, - заявил Ленин и, утешая, добавил, что если
какая-то религия и сохранится, то католическая.
Ист.: Stehle, 129, со ссылкой на Оссерваторе, 23 8 1924
17 июня 1924 года. Большевики вымогают у Ватикана доллары.
17 июня1924 года патер Эдуард Германн, сотрудник ватиканской миссии помощи,
писал своему руководству, что в России "свирепствует гонение на христиан". В тот
день он встречался с секретарем Каменевой, и ему заявили, что миссии разрешать
остаться в России, если Ватикан будет ежемесячно платить по меньшей мере восемь
тысяч долларов. Таких денег у Папы не было. К тому же положение с продовольствием
в России улучшилось, голод практически кончился. Ватикан, однако, вел переговоры
с большевиками о зключени определенного договора в надежде помочь верующим. На
создании конфессиональных школ уже никто не настаивал, просили лишь разрешить
священникам обучать катехизису в храмах. Переговоры провалились. 18 сентября 1924
года миссия покинула Россию.
Ист.: Stehle, 153 155
Май 1924 года. XIII съезд партии смягчает подход к религии.
Очередной съезд партии выдвинул лозунг "щадить чувства верующих", упраздняя
те антирелигиозные спектакли, которые были устроены на Рождество 1923 года. Было
решено высмеивать священником, а не делать из них мучеников.
Ист.: Stehle, 193
4 октября 1925 года. Приезд в Россию д’Эрбиньи.
На две с половиной недели в Россию приехал д’Эрбиньи. Он разговаривал с местоблюстителем,
встречался с митр. Антонином и оценил его группу как ничего не значущую в России.
Наибольшее впечатление на него произвел Введенский.
Ист.: Stehle, 194
11 февраля 1926 года. Папа избирает д’Эрбиньи для миссии в России.
Папа избрал иезуита Мишеля д’Эрбиньи в качестве тайного посланника в Россию.
Он приказал тайно посвятититьего в епископы, без ведома генерала иезуитов поляка
Ледоховского, что Эрбиньи мог сам посвятить в России нескольких епископов. Рукоположение
было совершенно 29 марта 1926 года в Берлине Эудженио Пачелли. 1 апрелея, в чистый
четверг, Эрбиньи приехал в Москву. 13 апреля он посвятил в епископы патера Неве,
назначив его одновременно апостолическим администратором в России и приказав сохранять
рукоположение и назначение в тайне, насколько возможно. 10 мая он посвятил в епископов
Болеслава Слосканса и Александра Фризона, патеров, приехавших из Ленинграда и
Одессы.
При этом весной 1926 года в России обостряется борьба за власть.
9 июня 1926 года: арест католических священников.
В Житомире арестовано несколько польских католических священников, в том числе
только что назначенный апостолическим администратором Теофил Скальский.
20 июня 1926 год: организация Комиссии по России.
Папа создает при Конгрегации восточных церквей специальную комиссию по России,
руководство которой было поручено д’Эрбиньи (с титулом "релятора").
3 августа 1926 года. Последний приезд в Москву д’Эрбиньи.
Приехав в Россию, Эрбиньи увидел, что Советы до истерики болезненно реагировали
на все польское, в том числе и в церковной сфере. Однако 13 августа он побывал
в Ленинграде и посвятил в епископы поляка священника Антония Малецкого, судимого
вместе с Цепляков и недолго отсидевшим в тюрьме. Он назначил Малецкого апостолическим
администратором Ленинграда, Слосканса - Могилева и Минска. 4 сентября Эрбиньи
вручил Неве подписанные Папой 26.7.1926 грамоты на латинском языке, согласно которым
тот назначался епископом Москвы.
Ист.: Stehle, 232
1926: конкордат Ватикана с Варшавой.
По этому конкордату были резко ограничены права митр. Шептицкого. Даже в самой
Польше сфера действия восточного обряда была ограничена восточными областями,
населенными украинцами и белорусами.
Ист.: Stehle, 250
15 октября 1926 года. Россия закрывается для священников.
15 октября 1926 года в германское посольство в Москве поступило постановление
Совнаркома, согласно которому было решено не пускать иностранных "служителей культа"
в Россию:, если они хотят приехать для проповеди или руководства религиозными
организациями.
Ист.: Stehle, 259.
14 июня 1927 года. Встреча ватиканского и советского дипломата в Берлине.
Вечером 14 июня 1927 года состоялась встреча в Берлине у камергера графа Эрнста
фон Ратенау нунций Эудженио Пачелли и советский наркоминдел Георгий Чичерин. Говорили
об установлении отношений между Ватиканом и Советами, говорили три часа. А кончилось
все тем, что Чичерин заявил, что для Советского правительства неприемлемо религиозное
обучение молодежи в люой форме.
Ист.: Stehle, 263-5
23 марта 1927 года. Изменение в политике Германии по отношению к России.
Германский дипломат Герберт фон Дарнсен договорился со своим зятем Диего фон
Бергеном, послом при Ватикане, о том, что католическая партия центра начинает
ориентироваться не на союз с Россией, а на сближение с Англией и Польшей, пусть
ценой ущерба краткосрочным интересам Германии и давнишней неприязни к Польше.
7 июня 1927 года. Убийство Воровского в Варшаве.
Весной 1927 года Советы потерпели поражение в политике в Китае - Гоминдан обрушился
на коммунистов. Плохо было и на Западе - Англия порвала отношения с Россией, обвинив
ее в шпионаже.
29 июня 1927 года. Декларация митр. Сергия.
Декларация была принято в разгар военной истерии. В ней упоминалось убийство
Воровского, что было и антикатолической, и антипольской шпилькой.
16 сентября 1927 года: арест Слосканса.
В Москве арестован епископ Болеслас Слосканс, которого много месяцев газеты
обвиняли в том, что он - "агент Польши и Пилсудского". На допросе в Москве следоатель
Рыбкин заявил, что "Католическая церковь занимается политикой ... Доказательство?
Согласно каноническому праву, отлучены от церкви все, кто посылает детей в атеистические
школы, то есть в советские. Католическая церковь созщдала государство в Советском
госдапрстве".
Ист.: Stehle, 288
6 октября 1927 года: последняя попытка Ватикана договориться с Советами.
Нунций Пачелли в Берлине заявил послу Крестинскому, что Ватикан готов отказаться
от независимости в назнчении епископов и согласовывать их с Советами, при условии,
если будет разрешено открыть семинарии и иметь право поддерживать католическое
духовенство в России. Это сильно противоречило офииальному, яркому консерватизму
многих католических кругов, согласно которому никакие компромиссы с Советами были
невозможно. Впрочем, большевики все равно ответили отказом. В России в это время
Сталин побеждал в борьбе за власть. 16 декабря 1927 года папа Пий XI решил, что
далее вести переговоры с Советами нельзя, потому что гонения там не прекращаются.
Ист.: Stehle, 282
Когда папу обвинили в том, что он связался с революционным движением Муссолини,
он ответил: "Но ведь эта революция произошла легально, под надзором короля!" А
когда произошла первая стычка с фашистами после Латеранских соглашений, он вокликнул:
"Для спасения нескольких душ и устранения еще большего зла у Нас хватило бы мужества
вступить в переговоры с самим дьяволом".
Ист.: Stehle, 293
15 августа 1929 года. Создание Руссикума.
15 августа Папа издал декларацию, в которой объявил о создании Русской коллегии
- Руссикума. В конце того же года начался экономический кризис на Западе. Женьги
для Руссикума дала состоятельная сестра Терезы Младенцы Иисуса - Терезы Мартэн,
кармелитки. Он пристроен к Папскому восточному институту.
2 февраля 1930 года: начала крестового похода против России.
Пий XI (вдохновляемый Эрбиньи) подписал письмо римскому кардиналу Помпили,
призывая верующих мира к молитввенному крестовому походу, чтобы искупить перед
небом кощунственные издевательства над религией в Советском Союзе. Он подчеркнул,
что гонения нарушают даже саму советскую конституцию. 19 марта состоялась торжественная
месса о России в соборе св. Петра. В России отреагировали усилением антирелигиозной
кампании. Даже Бухарину было разрешено написать для "Правды" памфлет против католиков.
Однако 14 марта ЦК по инициативе Сталина раскритиковал насильственные меры в закрытии
церквей. Это было частным проявлением той попытки перевалить вину за гонения на
крестьян (и христиан) на низшее партийное звено, которая началась 2 марта статьей
Сталине в "Правд" - "Головокружение от успехов". 6 апреля 1930 гощда Папа отделил
Руссикум от Конгрегации восточных церквей, сделав комиссию самостоятельной (под
руководством фактичесаки Эрбиньи), Комиссия была расположено непосредственно в
папском дворце.
|