Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

АНТИСЕМИТИЗМ СЕГОДНЯ

К оглавлению

*

8 октября 2007 г. Бенедикт XVI принял руководителей Всемирного еврейского конгресса, и председатель Рональд Лаудер сказал Папе: «Нельзя больше терпеть антисемитские выступления польского священника Тадеуша Рыдзыка». Папа, видимо, дипломатично промолчал, а про себя, видимо, подумал: «Почему ж нельзя? Господь терпел и Вам, мистер Лаудер, велел». И - терпит. И кардинал Дзивиш терпит - сказал епископам, что, мол, «другие руки» (читай - Рыдзык) перехватывает у епископов спасение людей. Ну, сказал... А тот всё перехватывает...

Главный публицист Рыдзыка Роберт Новак был сексотом (Жечпосполита, 10.9.2007). Вообще в штате радио Рыдзыка, сказал сенатор Ярослав Говин «слишком много людей, испытывающих проблемы с люстрацией. … Ему кажется, что среда радио «Мария» выражает пророссийскую точку зрения. По его мнению, это связано с прошлым части людей этого круга» (Дзенник, 11.9.2007, цит.: Новая Польша, №10, 2007. С. 13). Только не «пророссийскую», а «прочекистскую».

По опросам 2009 года «более трети европейцев возлагают на евреев ответственность за финансовый кризис. В Польше этот показатель доходит до 50%» («Новая Польша», №3, 2009, с. 17). При этом проф. Ягеллонского университета Збигнев Холда доволен: «Во многих других странах критика политики Израиля носит антисемитский характер, а у нас такого нет – в этом принципиальная разница. Мифического еврея мы не любим и говорим о нём неприязненно, но израильтян и их государство ценим и уважаем» (там же).

Антисемитизм не распространяется на Израиль - очень хорошо. Антисемитизм распространяется на "мифического еврея" - очень плохо. Потому что "мифический еврей" - это реальный еврей. Смотрят на еврея и видят не его, а миф о еврее. Как ни мало осталось в Польше евреев, но сколько-то осталось. Они, выходит, теперь мифологические фигуры, вроде единорога или птицы феникс?

Конечно, лучше уважать Израиль (как и любую страну), чем не уважать. Однако, считать уважение к израильтянам победой над антисемитизмом не стоит. «Против овец молодец», - вот что такое антисемитизм. Антисемитизм есть именно ненависть к слабому, хотя она прикрывается криками про то, что слабый «на самом деле» сильнее сильного. Уважение к сильному и богатому есть победа той же трусости, которая питает антисемитизм и прочие национальные фобии.  Любопытно, что антиамериканизм ненавидит именно США как целое, совмещая это обычно с заискиванием перед реальными американцами. Сионисты оправдывали создание Израиля тем, что от этого будет лучше евреям, живущим хотя бы и за границами Израиля. Не сбылось и не могло сбыться: люди никогда (разве что в националистическом угаре) не ставят национальный признак на первое место. Деньги, власть, да просто обаяние – важнее.

Польский политик Ян Олдаковский рассказал, что в 2001 году просил российского министра культуры Швыдкого дать возможность организовать трансляцию польского радио в России. Швыдкой ответил: «Только радио «Мария» может вести трансляцию на территории Российской Федерации, и это окончательное и бесповоротное решение, потому что его подписал сам Путин» («Новая Польша», №5, 2009, с. 19, со ссылкой на «Дзенник», 11.4.2009).

По опросам, радио «Мария» слушают 2-2,5% поляков, ещё полпроцента читают фундаменталистский «Наш дзенник» и смотрят «Трвам» («Новая Польша», №5, 2009, с. 5). Так что политическое знамение фундаментализма ничтожно. Он силён лишь постольку, поскольку умеет оседлать менее агрессивные группы. Видимо, схожая ситуация в России: реакционное православие «Радонежа», как и реакционный во всём чекизм составляют ничтожный процент населения, но большинство приняло как закон, что это меньшинство рулит обществом. Приняло, разумеется, не с дурости, а с исторического опыта. Трагедия революции именно в том, что Россией стало править ничтожное меньшинство, использовавшееся технику модерна для дрессировки большинства.

Радио «Мария» знаменито антисемитизмом и фундаментализмом в католической шкуре. Ненависть к Польше, характерная для русской номенклатуры так же, как антисемитизм, оказывается менее важной, чем антисемитизм. Важнее всего общий главный идеал – аллергия на свободу. К церковной католической номенклатуре это тоже относится. Архиеп. Юзеф Михалик, председатель конференции епископов Польши, сказал: «Радио «Мария» и телевуидение «Трвам» - детища отца диреткора, торунского проповедника, - несмотря на все недочёты и человеческие слабости выполняют важную, нужную и положительную воспитательную функцию» («Новая Польша», №5, 2008, с. 10).

Дело даже не в том, какие идеалы воспитывают католические антисемиты, а в том, что сам принцип «воспитания» применительно к взрослым людям – признак нездоровья. Не говоря уже о том, что радио «Мария» не «воспитывает», а поддакивает тысячам антисемитов.

*

*

Виктор Кулерский последовательно освещает защиту польским епископатом и папой Ратцингером антисемитского деятеля отца Рыдзыка. В 2007 году о. Тадеуш Рыдзык назвал польского президента «лжецом, идущим на поводу у еврейского лобби». Сделал он это на лекции в основанном им Высшем училище общественной и медийной культуры. Центр им. Визенталя в США призвал папу Ратцингера снять о. Рыдзыка с занимаемых им церковных должностей, посол Израиля призвал польскую Церковь осудить высказывания Рыдзыка. Папа и епископы никак не отреагировали. В келецкой семинарии епископы, включая ректора, пришли на организованную ими лекцию Ежи Новака, одного из ведущих антисемитских идеологов «Марии». Орден редемптористов целиком поддержал Рыдзыка. «Медийный концерн, созданный торунским редемптористом, - главный источник дохода ордена. Имущество же концерна принадлежит фонду, полностью контролируемому о.Рыдзыком» («Новая Польша», 2007, №9, с. 13, обзор В.Кулерского).

Кстати, тут кроется и ответ на вопрос, как же справиться с Рыдзыком. Начинать не с верху, а с низу – добиваться того, чтобы у Рыдзыка не было слушателей, готовых платить деньги за антисемитские проповеди. Конечно, это дольше. Но, как говорили встарь, "земляной рубль тонок, да длинен, а торговый широк, да короток". Христиане - соль земли, а не солонка, для непонятливых же Господь продублировал сравнением с дрожжами: нам не нужно забираться повыше, чтобы оттуда сыпать доброе и вечное на людей, мы должны снизу преображать души.

А ведь "официальная позиция Римо-Католической Церкви", безусловно - против антисемитизма. Таки нам шашечки или ехать? Официальную позицию или жизнь?..

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова