Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

ИСТОРИЯ РОССИИ

РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ.

Путина сравнивают с латиноамериканскими диктаторами, чтобы подчеркнуть отличие России после 1991 г. от советской. Такая аналогия, однако, не полна. Лично Путин может быть похож и на Гитлера, и на Пиночета (хотя не похож). Но путинский режим не похож ни на латиноамериканские диктатуры, ни на гитлеровский. А вот с большевистским режимом его роднит столь многое, что пока преждевременно говорить о качественном изменении. Вновь и вновь исследователь, особенно, если он включён в ту систему, которую оценивает, склонен переоценивать происходящие изменения. Вновь и вновь появляется соблазн затушевать глубину и качество перемен, происшедших после революции. Появление господствующей идеологии - не самая глубокая из этих перемен, и падение этой идеологии не принципиальный момент. Более важным были и остаются последствия революции как структурного изменения общества и психологии его членов. Последствия эти катастрофичны не только потому, что была сделана попытка ускоренной модернизации, но и потому, что одновременно были разрушены традиционные социальные нормы:

- На уровне общества в целом. Разрушение традиционных для всякого иного общества принципов права. Латиноамериканские диктаторы или Гитлер нарушали законы. Но они, нарушая законы, признавали принцип права. В общество сохранялось представление о праве как принципе, не сводимом к личной воле и более высоком, чем личная воля. В России после революции и до настоящего времени это представление отсутствует во всех возрастных, социальных и культурных слоях общества. Господствует принцип: "Если нельзя, но очень нужно, то можно".

- На уровне семьи. Разрушение традиционного для всякого иного общества института семьи. Диктатуры Латинской Америки или Африки, даже коммунистический Китай не пытались уничтожать семью как ячейку общества. В России это произошло. Семья была разрушена в результате соединения двух импульсов: положительного и отрицательного. Положительно провозглашался примат общественного над семейным. Отрицательно человек ставился в такие условия, что семья из убежища превращалась в не очень надёжное пристанище. Репрессии и идеалы, соединившись, превратили семью в инструмент жизни, а не в основу жизни. В послереволюционной России высок не уровень индивидуализма, как во многих современных странах, а высок уровень эгоизма. Индивидуализм сосуществует с традиционной семьей, эгоизм подменяет семью временным кланом.

- На уровне личности. Разрушение традиционного для всякого иного общества представления о существовании как жизни. Идеалы жизни, счастья, достоинства, успеха, дружбы, любви замещены идеей выживания. Человек, лишённый малейшей возможности уединения, частной жизни, малейших гарантий безопасности, стабильности и преемственности, стал существом с постоянно больной психикой. Эта болезнь воспроизводится в поколениях благодаря сохранению социальных механизмов, созданных революцией, как бы эти механизмы ни маскировались.

Патологический социум существует и благодаря тому, что он смог выработать систему, в которой стремление к саморазрушению приторможено (в отличие от кампучийского эксперимента), и благодаря своей включённости в мировое сообщество. Социум получает подпитку извне (благодаря нефти и газу), социум успел обзавестись ядерным оружием, которое исключает внешнее вмешательство, социум избавляется от людей, стремящихся к норме, не только физически истребляя их, но и давая им (с 1989 года) возможность уехать.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова