Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

XVI ВЕК: ОПРИЧНИНА - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Опричнина остаётся для историков не вполне ясным явлением. Отчасти виновата безумная личность Ивана Грозного, выходки которого такие яркие, что суть проблемы не видна. Мешает и сходство опричнины с различными похожими феноменами, которые порождали короли в борьбе за свою абсолютную власть. Взрезать старую средневековую структуру, вырвать из неё людей, которые бы служили лично тебе, оборвав все их связи, - это тривиальный ход.

В порядке гипотезы, однако, скажем, что опричнина - это специфически русское явление. Оно несводимо к утверждению самодержавия. Опричнина не просто преторианцы, янычары, мушкетёры, мамлюки. В современной России опричнине соответствует "контора", как её принято называть в среде номенклатуры, которая правит наряду с гебистами, но и не сливаясь с ними. Сама Контора любит маскироваться под какой-нибудь западный институт, например, ФБР, но ФБР - это всего лишь полиция с полномочиями на всю страну, такая в России существует спокон веку сама по себе.

Психологическое сходство между опричниной и Лубянкой есть. Там и там - вера в утопию и служение утопии. Утопия чистой, идеальной власти, которая неколебимым утёсом стоит в море нравственного разложения и низших, и высших. Доведенное до абсолюта мужское братство, гомоэротическое по сути, но в силу абсолютности уже сверхсексуальное.

Нормальное общество, конечно, такое сумасшествие терпеть не будет, но ведь российское общество не нормальное, а военное. Милитаризированная страна лишена одной существенной черты страны нормальной - в ней армия лишилась господина. Войско не служит народу, потому что народ и армия едины, совпадают. Войско не служит царю, царь служит ему, служит в нём. Однако какая-то внешняя цель должна быть у всякого человеческого замысла - и вот тогда банальная тайная политическая полиция вдруг начинает брать на себя функцию идола, которому служат, которого боятся, на которого обращают и ненависть, и зависть, и любовь.

Лубянка - порождение революции, большевизма. Как ни омерзительно было самодержавие, опричнины в нём не было, почему казус Ивана Грозного остаётся исключением. Возможно, в нормальных ситуациях даже военная страна может обойтись без этой дряни. Но ведь революция - ненормальная ситуация. Просто в XVI веке тоже была русская революция - только не народ восстал против царя, а царь восстал против народа, включая номенклатуру. Восстание было подавлено, но напряжённость осталась, потребность - не в свободе, хотя декларировалось часто это - а в наличии рядом с собой чёрной дыры, которая бы оправдывала твоё существование, твои пороки, твои тупики.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова