Фриз Г. Мирские нарративы о священном таинстве // Православие. Конфессия, институты, религиозность XVII-ХХ вв. СПб.: Европейский ун-тет, 2009.
См. брак, 1900-е гг.
Грегори Фриз изучил в Вильнюсе архив бракоразводных дел – 400 дел, в основном времени епископства Тихона (Беллавина), будущего патриарха. Впрочем, личность архиерея, видимо, на решении этих дел никак не отражалась. Пока выписываю два замечательных казуса. Один сам Фриз считает «самым скандальным»: супруги Мария и Александр Демьяновичи обвиняли друг друга в измене. Демьянович публично ударил любовника жены, через некоторое время застрелил. Любовник был сыном еврейского банкира. Николай II лично вмешался в дело и приговорил убийцу к трём месяцам гаупвахты. Фриз полагает, что император вдохновлялся «антисемитским подтекстом дела». Самое пикатное, что прошение Демьяновичей не было удовлетворено консисторией – развод разрешался только, если одна сторона была невинной, а Демьянович ещё и изменял жене.
Второй казус: крестьянин потребовал развода с якобы распутной женой. Расследование консистории показало, что крестьянин – сумасшедший, причём от рождения. Женщина это знала, но вышла за него из-за своего «безземельного положения». Он её «бил, ругал, насиловал во время постных дней и беременности, и на другой день после родов раздевался догола». Это всё было терпимо, но после революции 1905 года мужчина посягнул на святое: он решил, что избюран председателем государственной думы, начал распродавать хозяйство, чтобы ехать в Петербург, где он собирался жениться на царевне. Вот тут ему и понадобился развод. Консистория ему отказала, а женщине посоветовала ходатайствовать о разводе – факт исключительный.