Яков Кротов
Михаил Гершензон в 1922 году так толковал заповеди
блаженства, подводя итог всей своей жизни:
"Кто здесь живёт легко и весело, потому что прочно,
там не найдут никаких приятностей ... Сытые правдою, все политики, общественные
деятели, филантропы, профессора и директоры гимназий, уверенные в своей
правоте, там обречены на голодание, потому что здешние истины, такие сытные
с виду и прекрасно сервированные, там окажутся бутафорскими яствами. ...
Не будут помилованы те, кто здесь практикует строгую справедливость, кто
тихомолком вожделеет, кто не мешается в людские дрязги, кто за правду
свою вкушает почёт и благосостояние" (Гершензон М. Нагорная проповедь
// Символ. - №28. - Декабрь 1992. - С. 272).
Конечно, тут - продолжение романтической традиции европейской культуры,
но ведь и сам романтизм лишь развитие традиции Христа. Гершензон, отвергающий
догматизм, более наследник Христа, чем те богословы, которые пытаются "вернуться
к Евангелию", пытаясь восстановить первоначальную догму, первоначальное
учение. Иисус не заменяет одну догму другой, а борется с догматизированием.
Гершензон, как и тысячи людей, в ХХ веке безвозвратно ушедшие от Церкви
из-за догматизма церковников, прав в своём отрицании, в утверждении, что
Христос - это взрыв, а не здание, это буря, а не каток:
"Кто подлинно нищ духом, тот страстно алчет правды,
ибо трудно жить без ограниченного и устойчивого знания; тот плачет, ибо
ему нечем утешиться в его земных страданиях; он кроток, милостив, миротворен
вовне, ибо ему не из чего быть нетерпимым, - напротив, сам чувствуя себя
беспомощным, он и ближних своих жалеет за их беспомощность. ... Этой-то
категории людей молча противопоставлена другая, противоположная ей в том
основном её признаке: люди, увереные в своём, ошибочном, конечно, знании
и надменные им" (там же).
Гершензон неточен дважды: когда противопоставляет нищету духа - уверенности
в ошибочном знании. Уверенность в истинном знании тоже гибельна для человека.
Не уверенностью, а верой спасает Бог погибающих. Отсутствие веры, не жажда
веры - вот вторая неточность Гершензона. Но верующий, во всяком случае,
христианин, не может попрекнуть неверием человека. Можно попрекнуть лишь
Бога: почему Ты мне дал веру, а им - не дал? Возьми мою веру и дай им!
Но ни один верующий не решится расстаться с верой, которой всегда мало
и умножить которую единственный способ - молиться, чтобы она умножалась
и у верующих, и у неверующих.
|