Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

ДЕЗЕРТИРЫ В КЛЕТКЕ

 

Православизация: ножницы ненависти

Ненависть всеядна. Те православные, которые ненавидят католиков, ненавидят их за то, что у католиков многое отлично от православия ? чуть другой формы кресты, короче богослужебные облачения, иначе изображают положение ног распятого Спасителя. Католиков считают плохими христианами, потому что у них якобы неправильная, "итальянская" живопись, слишком приземленно изображающая Матерь Божию и Младенца Иисуса.

 

Но те, кто ненавидит католиков, ненавидят их и за то, что многое у них точно так же, как у православных. Это кажется кражей, попыткой обмануть, втереться в доверие.

*

М.Шевченко (НГ-религии, 22.3.2000): "В РПЦ нет церковного суда, а стало быть, ни одна жалоба не может быть разобрана явно в присутствии обвинителя и обвиняемого ... Когда Московской Патриархии надо отобрать храм или землю у раскольников (а это внутрицерковный вопрос, потому что в глазах государства все религиозные организации равны), она не стесняется апеллировать к граданской власти. Когда же простые верующие ищут защиты у светских СМИ, они "нарушают законы".

*

7 июля 2002 г. в Красноармейске Московской области толпа из двадцати человек избила нескольких армян под предлогом мести за русского, пострадавшего в кабацкой драке. Через два дня в Волгограде осквернили мусульманское кладбище, еще через день в Иркутске стреляли в мечеть. 12 июля в Богородицке под Тулой осквернили памятник ликвидаторам Чернобыльской аварии. На первый взгляд, осквернение мусульманского монумента - одно, а осквернение монумента героям Чернобыля - совсем другое. Но общее тут есть: то и другое проявление ненависти, ненависти самой низовой, бытовой. Еще не совсем ясно, что произошло в Красноармейске, но точно известно, что мэр этого города Виталий Пашенцев заявил: конфликт возник на бытовой почве, а потому не носит националистического и политического характера. Но это противопоставление "почвы" и "политики", "быта" и "идеи" есть всего лишь подражание марксистскому противопоставлению "базиса" и "надстройки", "обычных" граждан и их авангарда. По этой же логике пьяный, убивший жену - не уголовник, а так… На самом деле, любой погром, любая политика, любая агрессия вырастают из "быта", из повседневных отношений людей. Еще два года назад чернобыльцы из Богородицка голодали, добиваясь от кремлевских чиновников положенных денег. Тогда высокопоставленные обитатели Москвы вели себя точно так же, как ныне неизвестные жители Богородицка: не хотели делиться. И это было не "политическое" решение, а "бытовое"; точнее, нет разницы между "политическим" и "бытовым". Это проблема ежедневного быта: не хочется делиться, хочется сорвать раздражение за трудную жизнь на другом, предпочительнее на слабом, на представителе национального меньшинства или вообще на покойнике. Погром - тоже бытовое преступление, как групповое изнасилование - все равно изнасилование. Так же и оправдываются погромщики: мол, нас спровоцировали, чего они без прописки живут. И стоят эти оправдания, эти попытки списать все на "бытовыху" и "провокацию", ровно столько же, сколько оправдания сексуальных маньяков.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова