Яков Кротов. Богочеловеческая комедия.- Вера. Вспомогательные материалы.
СВЯТОСТЬ И ГНУСНОСТЬ
Некая Светлана Шумило из Чернигова написала в блоге еп. Игоря, будто владыка Лука Войно-Ясенецкий (великий хирург, спасший жизнь тысячам людей, а своим учебником гнойной хирургии - сотням тысяч) - мерзкий стукач. Цитирую:
"Лука Войно-Ясенецкий - бывший священник Катакомбной Церкви, который в лагерях был сломлен настолько, что во время войны и после он уже добровольно и искренне служил сталинскому режиму, публично его восхваляя, а бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело. Несколько лет назад в одной из книг, посвященной Луке Войно-Ясенецкому, были опубликованы документы о том, как он сдавал собратьев. Потомкам палачей есть, чем гордиться и кого канонизировать".
Я попросил г-жу Шумило уточнить, кого именно "сдал" еп. Лука. Она пока не привела ни одного документа, лишь обещала написать в Леснинскую обитель, где якобы хранится книга с этими документами. Однако, у себя в блоге она уже написала так:
"Нечаянно ввязалась в полемику со свящ. Яковом Кротовым о святости\не-святости еп. Луки Войно-Ясенецкого. Сегодня прошлась по новостям и с удивлением обнаружила, что не одну меня в эти дни постигла такая печальная участь: разные люди разных юрисдикций одними и теми же словами (еп. Лука свят, а вы - грешники, стыдитесь. И никакие ваши документы ничего нам не докажут) нападают на ИПХ, не столько доказывая его святость, сколько упрекая нас всех в нецерковности, дерзости... ну и прочих грехах. Что за эпидемия?.."
Так вот - я не полемизирую о святости еп. Луки. Я именно требую документов, подтверждающих обвинение его в стукачестве. И заявлять, что я заранее отвергаю документы - странно. Я только их и прошу. "Стыдно" - это именно я, действительно, г-же Шумило написал, потому что её слова, будто еп. Луки "искренне" служил сталинскому режиму - целиком на её совести. Чем это пани замерила искренность человека, жившего задолго до ее рождения?
Что до ИПХ, то ничего против этой юрисдикции не имею, знаю о ее украинских филиалах мало (скорее уж, владыка Василий Лурье может что-то прояснить об их святости). На мой взгляд, то, что г-жа Шумило заявляет, будто я не её лично критикую, а юрисдикцию, членом которой она является, - странный полемический прием. Надеюсь, что безосновательное обвинение еп. Луки в стукачестве - личное дело г-жи Шумило, а не какой-либо юрисдикции.
Когда г-жа Шумило сослалась на то, что о стукачестве Войно-Ясенецкого говорил еп. Лазарь Журбенко, живший, по ее выражению, с еп. Лукой "примерно в одно время", я мог лишь пожать плечами. Войно родился в 1877 году, Журбенко - в 1930-м. Журбенко - священник Московской Патриархии, которого после двух лет служения на приходе оттуда выгнали, и он пошел в "катакомбники". Подвизался и в Крыму - видимо, тут он и начал поливать грязью еп. Луку, который тоже ведь в Крыму епископствовал. Что он был рукоположен в МП, его почитатели теперь тщательно скрывают - говорят, что он был рукоположен еп. Вениамином (Новицким), исповедником (действительно, исповедник; это он подарил о. Глебу Якунину крест, который жириновцы в думе сорвали), а что Новицкий был в МП - умалчивают. Такие вот манипуляции с историей.
Если кто-нибудь подскажет, откуда растет слух про стукачество еп. Луки - буду признателен. Пока в сухом остатке - упоминание еп. Луки в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы. Это, конечно, владыку Луку не красит, но это, во-первых, нуждается в проверке, во-вторых, это далеко не то, что "сдавал священников".
А освящение халатов на мощах еп. Луки - конечно, дикость. Но уж такой дикости - суеверного, магического отношения к материальным объектам - думаю, и вне МП, в том числе, в ИПХ, не меньше, хотя и в менее шокирующих формах.
Магизм, между прочим, и в отношении к "святости" как некоей сверхъестественной силе. Господь Иисус говорит чётко: одесную Бога будут помогавшие людям, а не те, кто всего лишь призывал Имя Божие. Епископ Лука Войно-Ясенецкий уже потому одесную Бога, что вылечил тысячи людей. А вот те, кто надеется войти в Царство Божие лишь потому, что они прокляли Московскую Патриархию, явно переоценивают значение своего героизма.
СВЯТОЙ ЛУКА И ИСКУШЕНИЯ ЛУКАВОГО
Текст С.Шумило ""Лука Войно-Ясенецкий - бывший священник Катакомбной Церкви, который в лагерях был сломлен настолько, что во время войны и после он уже добровольно и искренне служил сталинскому режиму, публично его восхваляя, а бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело. Несколько лет назад в одной из книг, посвященной Луке Войно-Ясенецкому, были опубликованы документы о том, как он сдавал собратьев. Потомкам палачей есть, чем гордиться и кого канонизировать" содержит в себе следующие ошибки и неверные оценки:
ОШИБКИ
1. ЛВЯ не "бывший" священник либо епископ, из сана не извергался и умер не под запретом в священнослужении, что одно могло бы служить основанием для поименования его "бывшим".
2. ЛВЯ не священник, а епископ.
3. ЛВЯ не принадлежал к Катакомбной Церкви, если только не вкладывать в это довольно туманное понятие какой-то непонятно-безбрежный смысл. Он был репрессированным епископом Российской Греко-Православной Церкви, она же Московский Патриархат.
4. ЛВЯ не был в лагерях, он был в ссылках.
5. ЛВЯ не выдавал никого НКВД - во всяком случае, ни один документ об этом не свидетельствует.
6. Не существует книги, в которой "опубликованы документы о том, как он сдавал собратьев".
7. ЛВЯ почитали и почитают святым не потомки палачей, а такие люди, как отец Александр Мень, отец Глеб Якунин и многие другие.
НЕВЕРНЫЕ ОЦЕНКИ
1. "Добровольно". Заметим, что это утверждение противоречит предыдущему утверждению о том, что владыка Лука был "сломлен". Либо "сломлен", либо "добровольно".
2. "Искренне".
3. "Служил сталинскому режиму, публично его восхваляя". Произнесение восхвалений диктатуре - служение диктатуре, если эти восхваления составляют единственное занятие произносящего. Если же хирург или епископ раз в год произносит дежурную речь на профсобрании, оценивать это как служение режиму, - оценка сомнительная.
4. "Без зазрения совести". Почему автор решила, что ЛВЯ не испытывал угрызений совести, непонятно.
5. "Веря, что делает благо дело". Аналогично п. 4.
6. Очень интересным примером оценки через умолчание является замалчивание г-жой Шумило того факта, что ЛВЯ - выдающийся, мирового масштаба хирург, спасший тысячи людей лично и десятки тысяч посредством своих учеников. Одно это даёт основание считать его святым, в соответствии с Мф. 7, 24, Мф. 25, 34-40 и др.
Насколько я понимаю, за последние годы почитание "новомучеников" приобрело в определенной среде, к которой принадлежит и г-жа Шумило, очень своеобразный характер, при котором новомученики наделяются неким богоподобным статусом искупительной, освящающей жертвы. В 1990-е годы такое уже практиковал "Богородичный центр", видимо, идея нашла новых сторонников, выполняя функцию валидации противостояния казённой религии.
Два слова о цене вопроса или актуальности экспертизы. За последние сорок лет религиозное оживление привело к появлению десятков групп с очень разнообразными взглядами. Абсолютное большинство этих групп схожи с группами филателистов, реконструкторов исторических событий, исследователей НЛО и йеху и являются маргинальными для культуры. Этими группами никто не интересуется, кроме них самих, влияния они никакого на жизнь не оказывают, пользы и вреда окружающим не доставляют. Лишь иногда общество с изумлением видит какой-нибудь экзотический продукт, выросший в недрах таких кружков - это может быть и коллективное самоубийство, и танцы голыми на Красной площади, и оплёвывание людей, подобных Войно-Ясенецкому, Эйнштейну или Альберту Швейцеру. Отдельный вопрос - является ли Церковь - "в идеале", с точки зрения Господа Иисуса Христа - микро-социальной группой, это ли означает выражение "малое стадо", но уж совершенно несомненно, что оплёвывание святынь и святых - дело не людей Церкви, а кумиропоклонников, которые думают угодить своему идолу подобным поведением.
ЕЩЕ О СВ. ЛУКЕ ХИРУРГЕ
Честное слово, не могу успокоиться! Вера в Бога есть открытие реальности, а не бегство от реальности. Верующие, для которых Войно-Ясенецкий - не святой, не христианин, оккультист... Тут какой-то уже полный отрыв от реальности. Заигрались в догматы. Веруют не в Бога, а в чистоту своей веры и в нечистоту других. При этом дел - никаких. Вообще. Планктон, рассуждающий о том, как надо пускать китовый фонтан, и признающий вот этого кита - вообще не китом, а вон того кита - наполовину китом. Надо все-таки сознавать разницу масштабов - жизни, деяний, веры. Освящение халатов на мощах св. Луки - вздор не потому, что "халаты", а потому что приказ об освящении - всем явиться. А освящать можно и стетоскопы, и утку медицинскую, и женские прокладки... Если нужно, конечно!